Скажи мне, что ты покупаешь...

На первый взгляд сапоги за 500 евро — серьезная трата денег. Но если кто-то приобретает восемь пуловеров по 30 евро, которые никогда потом не наденет, — это не меньшая расточительность. Лорен БАСТИД анализирует наши безумные траты и раскрывает работу внутренних механизмов, заставляющих делать именно такие покупки.

Две подруги встречаются после того, как полдня провели в магазинах. «Посмотри, что я нашла!» — возбужденно восклицает Селин, извлекая из огромного бумажного пакета симпатичное платье в фиолетовых цветах. Но подруга Лора не разделяет ее воодушевления. — Сколько ты за него заплатила?— 260 евро — дешево, правда?— Ты себе отдаешь отчет, что это безумно дорого?! — чуть не задыхается Лора.— Да теперь ничего не стоит меньше ста евро!Селин и Лора обе одинаково любят моду и примерно одинаково зарабатывают. Почему же то, что одной кажется приличным по цене, другая воспринимает как «безумно дорогое»?

«Цена играет роль арбитра между желанием и чувством вины, которое нам предстоит испытать, тратя деньги на удовлетворение этого желания, — поясняет психиатр Катрин Жубер, выпустившая книгу «Разденьте меня. Психоанализ отношения к одежде». — Иначе говоря, сумма, которую мы готовы заплатить за какой-то предмет одежды, есть результат компромисса». Итак, делаем первый вывод: покупка предмета одежды или аксессуара — это всегда отражение нашего более глубинного желания. Желание нравиться другим, принадлежать к какой-то социальной группе, занимать определенное положение в обществе — вот что скрывается в глубине вашей сумки Bottega Veneta или за подметками сапог Louboutin! Однако ничего страшного в этом нет, всем нам свойственно к чему-нибудь стремиться. Сложности начинаются потом. Вопрос в том, каким образом мы, потребительницы моды, будем воспринимать свою покупку.

Цена желания

Понятие психологической цены действительно существует в маркетинге. Все производители пристально изучают поведение потребителей, чтобы определить оптимальную цену каждой вещи. Например, старая добрая уловка — ценники вроде 9,99: все все понимают, тем не менее уловка работает.

Существует, конечно, и «потолок» — максимальная цена, за которую вещь можно продать. Но, что удивительно, есть и «пол» — если установить цену ниже «пола», товар тоже продаваться не будет! Яркий пример: модный бутик в парижском квартале Сент-Оноре продавал футболки японского дизайнера — вещи уникальные. По скромной цене в 30 евро они не расходились. Тогда в бутике решили поднять цену до 150 евро, и — о, чудо! — футболки разлетелись в момент. «Посетительницы бутика на улице Сент-Оноре исходят из того, что недорогая вещь — это ненормально, — объясняет Эвелин Шабайе из Французского института моды. — Но те же самые клиентки в H&M встанут в очередь, чтобы заполучить жакет Viktor & Rolf со скидкой!» По мнению исследовательницы, появление таких магазинов, как Zara и H&M, вызвал эффект землетрясения в ценах на модные товары. «Как ни парадоксально, их остромодные товары по доступной цене способствовали продажам марок класса люкс и дизайнерских вещей, поскольку покупатели привыкали выглядеть модно».

Еще одно явление — «эффект песочных часов»: остается все меньше брэндов среднего уровня — между дорогим и недорогим. «Промежуточные» марки продают одну-две модели по низкой цене и при этом, компенсируя потери, поднимают цены на другую продукцию».

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Мехди
Экстрасенс
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.