Скажи мне, что ты покупаешь...

Я и мои 15 платьев по 900 рублей...

...которые я никогда не надеваю: «Я покупаю много вещей, но не самых престижных марок. Заплатить за одну вещь больше 4 тысяч — для меня преступление. Шкаф забит вещами, и при этом постоянное ощущение, что надеть нечего».

Мнение психолога: «Девушка предвидит чувство вины, которое будет испытывать, если потратит на свою одежду больше. Она постоянно сковывает себя, и покупки не приносят никакого удовлетворения. Это — полный провал».

«Наше отношение к тому, что мы тратим время и деньги на себя, в значительной мере зависит от полученного воспитания, — продолжает психиатр. — Некоторые могут с легкостью примириться с тем, что потратили деньги на удовлетворение своего желания. Но тем, кому с детства внушали, что нельзя потворствовать всем своим прихотям, уладить внутренний конфликт гораздо труднее». Лора, которая, как и ее родители, работает в социальной сфере, проблему для себя решила просто. «Я не могу себе позволить носить вещь, если она стоит больше минимальной зарплаты — это мне кажется неприличным! Даже когда я могу ее купить (а я могу), мне неприятна мысль, что люди голодают, пока я «выгуливаю» кофточку за 300 евро», — признается она. Результат: Лора покупает себе одежду только недорогих марок или отправляется на распродажи. Но при этом Лору можно назвать фанаткой моды — ей постоянно необходима новая «доза» вещей. «Я знаю, что многие из моих шмоток не проношу больше одного сезона. Вообще несколько раз в год я их пересматриваю, отбираю все лишнее и отдаю в благотворительную организацию!» Лора — воплощение потребительницы «с чистой совестью», не поддающейся рекламным уловкам.

Куплю. Дорого.

На другом конце психологического спектра располагаются те, кто может покупать только дорогие вещи. «Если какая-то вещь стоит меньше сотни евро, мне кажется, что она или плохого качества, или уже вышла из моды. А если это массовое производство, то я себе говорю, что на всех будет то же самое, что и на мне, — краснеет Селин, обладательница, кстати, не запредельной зарплаты. — Я фанатка туфель и сумочек: мне нравится чувственность новой кожи. Я понимаю, что кто-то потратил долгие часы на ее обработку — это стоит денег, и немалых».

Туфли, сумочки, очки, украшения... Для «подсевших» на ценники с большими числами часто именно аксессуары служат фиксатором желания. «Аксессуар — по определению то, что добавляется, то, чего у нас нет, — продолжает Катрин Жубер. — Когда человек демонстрирует запредельно дорогой аксессуар, это выдает его неукротимое желание самоутвердиться».

Я и моя сумочка за 36 тысяч рублей...

...которую я люблю: «Я редко совершаю какие-нибудь безумно дорогие покупки, но на сумочку от Chloè я запала. С тех пор я не выпускаю ее из рук. И ни секунды не жалела о своей покупке!»Мнение психолога: «Девушка четко определила свое желание, какова бы ни была его глубинная причина (улучшить свой имидж? приобрести уверенность в себе?), а главное, она справилась с чувством вины, полностью приняв свою покупку. Операция удалась!»

Главная тенденция, отражающая эволюцию потребления моды в последние годы, — это смешение стилей. Покупатели все реже демонстрируют верность какой-то одной ценовой категории и больше не стесняются надевать платье, приобретенное на рынке, с сапогами за 400 евро. Раньше у потребителей был определенный психологический порог цены, который носил универсальный характер. Сегодня психологический барьер чаще зависит от типа вещи. Кто-то считает, что нельзя тратить больше 20 евро на футболку, но можно заплатить 500 евро за сумку.

«Отношение к роскоши изменилось: все, независимо от материального и социального положения, хотят получить к ней доступ, — объясняет Паскаль Эбель, директор отдела потребления Исследовательского центра по изучению условий жизни. — Стереотип «высокая цена — хорошее качество» держится очень прочно в отношении одежды. Но потребители уже поняли, что небольшая цена не всегда означает худший по качеству продукт, когда дело касается товаров повседневного спроса». Покупатели все реже и реже отказывают себе в покупке, к примеру, хорошего кашемирового свитера, поскольку его цена — действительно знак комфорта, роскоши и благополучия. Однако не все любительницы кашемировых свитеров одинаково относятся к своим приобретениям! Вот вам другой психологический синдром, связанный с ценой одежды: одни с легкостью признаются, во сколько обошлась та или иная вещь, другие предпочтут сочинить, что купили ее очень дешево на интернет-аукционе или вообще взяли поносить у мамы.

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.