Скажи мне, что ты покупаешь...

Я и мои 15 платьев по 900 рублей...

...которые я никогда не надеваю: «Я покупаю много вещей, но не самых престижных марок. Заплатить за одну вещь больше 4 тысяч — для меня преступление. Шкаф забит вещами, и при этом постоянное ощущение, что надеть нечего».

Мнение психолога: «Девушка предвидит чувство вины, которое будет испытывать, если потратит на свою одежду больше. Она постоянно сковывает себя, и покупки не приносят никакого удовлетворения. Это — полный провал».

«Наше отношение к тому, что мы тратим время и деньги на себя, в значительной мере зависит от полученного воспитания, — продолжает психиатр. — Некоторые могут с легкостью примириться с тем, что потратили деньги на удовлетворение своего желания. Но тем, кому с детства внушали, что нельзя потворствовать всем своим прихотям, уладить внутренний конфликт гораздо труднее». Лора, которая, как и ее родители, работает в социальной сфере, проблему для себя решила просто. «Я не могу себе позволить носить вещь, если она стоит больше минимальной зарплаты — это мне кажется неприличным! Даже когда я могу ее купить (а я могу), мне неприятна мысль, что люди голодают, пока я «выгуливаю» кофточку за 300 евро», — признается она. Результат: Лора покупает себе одежду только недорогих марок или отправляется на распродажи. Но при этом Лору можно назвать фанаткой моды — ей постоянно необходима новая «доза» вещей. «Я знаю, что многие из моих шмоток не проношу больше одного сезона. Вообще несколько раз в год я их пересматриваю, отбираю все лишнее и отдаю в благотворительную организацию!» Лора — воплощение потребительницы «с чистой совестью», не поддающейся рекламным уловкам.

Куплю. Дорого.

На другом конце психологического спектра располагаются те, кто может покупать только дорогие вещи. «Если какая-то вещь стоит меньше сотни евро, мне кажется, что она или плохого качества, или уже вышла из моды. А если это массовое производство, то я себе говорю, что на всех будет то же самое, что и на мне, — краснеет Селин, обладательница, кстати, не запредельной зарплаты. — Я фанатка туфель и сумочек: мне нравится чувственность новой кожи. Я понимаю, что кто-то потратил долгие часы на ее обработку — это стоит денег, и немалых».

Туфли, сумочки, очки, украшения... Для «подсевших» на ценники с большими числами часто именно аксессуары служат фиксатором желания. «Аксессуар — по определению то, что добавляется, то, чего у нас нет, — продолжает Катрин Жубер. — Когда человек демонстрирует запредельно дорогой аксессуар, это выдает его неукротимое желание самоутвердиться».

Я и моя сумочка за 36 тысяч рублей...

...которую я люблю: «Я редко совершаю какие-нибудь безумно дорогие покупки, но на сумочку от Chloè я запала. С тех пор я не выпускаю ее из рук. И ни секунды не жалела о своей покупке!»Мнение психолога: «Девушка четко определила свое желание, какова бы ни была его глубинная причина (улучшить свой имидж? приобрести уверенность в себе?), а главное, она справилась с чувством вины, полностью приняв свою покупку. Операция удалась!»

Главная тенденция, отражающая эволюцию потребления моды в последние годы, — это смешение стилей. Покупатели все реже демонстрируют верность какой-то одной ценовой категории и больше не стесняются надевать платье, приобретенное на рынке, с сапогами за 400 евро. Раньше у потребителей был определенный психологический порог цены, который носил универсальный характер. Сегодня психологический барьер чаще зависит от типа вещи. Кто-то считает, что нельзя тратить больше 20 евро на футболку, но можно заплатить 500 евро за сумку.

«Отношение к роскоши изменилось: все, независимо от материального и социального положения, хотят получить к ней доступ, — объясняет Паскаль Эбель, директор отдела потребления Исследовательского центра по изучению условий жизни. — Стереотип «высокая цена — хорошее качество» держится очень прочно в отношении одежды. Но потребители уже поняли, что небольшая цена не всегда означает худший по качеству продукт, когда дело касается товаров повседневного спроса». Покупатели все реже и реже отказывают себе в покупке, к примеру, хорошего кашемирового свитера, поскольку его цена — действительно знак комфорта, роскоши и благополучия. Однако не все любительницы кашемировых свитеров одинаково относятся к своим приобретениям! Вот вам другой психологический синдром, связанный с ценой одежды: одни с легкостью признаются, во сколько обошлась та или иная вещь, другие предпочтут сочинить, что купили ее очень дешево на интернет-аукционе или вообще взяли поносить у мамы.