Слуховые галюцинации

Слухи на работе распространяются со скоростью света. Они могут даже разрушить компанию. Кто виноват и что делать.

Если собственник собирается продать свой бизнес и вдруг обнаруживает, что все сотрудники об этом знают, то в таких случаях говорят: «распространились слухи». Но это не слухи, а утечка информации. А вот если при этом подчиненные домыслили и «гудят», что скоро будут большие сокращения, что не заплатят годовую премию, а офис переедет в Бобруйск — это уже слухи. Стоит ли придавать значение подобному народному творчеству? И как серьезной фирме вести борьбу с информационными «сорняками»? Оставлять их без внимания, как минимум, легкомысленно, ведь информационные новообразования могут разрушить компанию.

Зачем люди делают это?

В редких случаях злонамеренно. Большинство же сотрудников распространяет слухи бессознательно. Ради общения — ведь должна же быть какая-нибудь тема, интересная всем. Ради собственного авторитета — показать себя наилучшим образом осведомленным, приближенным к центру событий. От испуга — поступившая откуда-либо информация сильно беспокоит человека, и он стремится «растворить» ее в кругу доверенных лиц. От обиды — в связи с какими-либо неприятностями на работе. От скуки, наконец. Для пересудов сотрудникам нужен повод, они отталкиваются от имеющейся у них информации, комбинируют ее, обобщают, преувеличивают — в меру своих интеллектуальных способностей.Главный бухгалтер розничной компании в неформальном разговоре обмолвилась, что новые магазины еще не окупились. Секретарь поняла информацию так: новые магазины не окупаются. Затем девушка поделилась «новостью» с коллегами, ссылаясь на главбуха. Слух стал разрастаться: магазины (все!) не окупаются, компания прогорает, спасайся, кто может! Через несколько недель в отделе кадров появилась стопка с заявлениями об увольнении. Хорошо, что причину паники удалось выявить и провести разъяснительную работу. Но к тому моменту у компании уже были кадровые потери.

«Все бегут!»

Это, пожалуй, наиболее распространенный и наиболее разрушительный слух. Ведь «большая текучка» в глазах соискателей — один из самых главных недостатков потенциального места работы, примета, явно указывающая на большие проблемы. Хотя, в действительности, смена персонала иногда может быть отражением естественных процессов развития компании. Со слухом о том, что «все бегут», в первую очередь приходится бороться сотрудникам кадровых служб: давать официальные опровержения, успокоительные разъяснения в частных беседах и т. д. Но иногда кадровики сами становятся источником таких проблем.Руководство крупной торговой компании решило перенести склад из одного района в другой. Персонал заранее проинформировали о переезде. Разумеется, не все сотрудники захотели тратить на дорогу до нового места работы больше времени. К часу Х на кадровую службу свалилось большое количество заявлений об увольнении. Новых сотрудников, которые обратились по поводу оформления, перегруженный HR-менеджер душевно просил подождать пару дней, ссылаясь на свою каторжную нагрузку. Для убедительности девушка демонстрировала кандидатам ворох документов на увольнение. Не удивительно, что некоторые из них предпочли подождать… предложения от какой-нибудь другой компании.Вывод о том, как полезно проявлять сдержанность в разговорах и не затрагивать темы, которые «непосвященные» могут превратно понять, — очевиден.

«Не выполняют обязательства»

Второй по распространенности слух — о невыполнении обязательств работодателем, как правило, финансовых. Очевидно, что система, когда какая-то часть выплат проводится неофициально, создает предпосылки для такого рода подозрений. Также всевозможные премиально-штрафные системы мотивации, разработанные и внедренные руководителями с невысокой квалификацией в области HR, часто воспринимаются сотрудниками как изощренные способы надувательства. Причина в том, что представление руководства об экономической целесообразности затрат далеко не всегда совпадает с восприятием сотрудников их условиях работы. Чтобы привести эти разные представления в соответствие, необходима серьезная профессиональная работа. Если компания небольшая и не может содержать штатного специалиста по направлению bonus&benefits, целесообразно пригласить внешних консультантов по внедрению системы мотивации.

На борьбу с «сарафанным радио»

Можно ли искоренить слухи, как таковые? Увы, нет. Слухи, которые циркулируют внутри какого-либо сообщества, неизбежны. Уничтожить их нельзя, но с ними нужно работать. Проанализировав содержание, по возможности, переговорив с «разносчиками вируса», можно понять, какая информация легла в основу слухов. Затем необходимо спланировать и провести с персоналом информационную работу, которая нейтрализует беспокойство.

Важно не только то, что слухи информируют или дезинформируют, но и то, что они объединяют людей, формируют определенную атмосферу, задают неформальную «систему координат» в компании. Становятся частью ее истории и сюжетами стихийных «ролевых игр».

В «мифологии» более-менее стабильных компаний прослеживаются почти одни и те же образы. «Самый главный» — харизматичный, с некоторыми причудами человек, в целом, неплохой, но не ведающий всего, что делается. «Серый кардинал» — менеджер, коварно отрезавший «самого главного» от важных информационных потоков и имеющий на него несправедливо большое влияние, объект всеобщей критики (за глаза) и опасений. «Ветеран» компании — стоял у истоков, но сейчас занимается какой-то второстепенной работой. «Родственник нужного человека», «первая красавица», «реформатор-терминатор», «умник-изгой». Знакомые образы, не правда ли? Вы заметили, что они кочуют из компании в компанию? А задумывали ли вы, откуда они берутся? Их «назначают» сами сотрудники.

Комментарии

Приходилось ли Вам сталкиваться со слухами о Вашей компании?

Лариса Иршинская, зам. генерального директора Карачаровского механического завода по взаимодействию с государственными органами:

— При переходе на новую работу я столкнулась с негативным настроем части коллектива — люди с тревогой обсуждали вопросы краха завода. При этом даже позитивным фактам придавалась отрицательная оценка. Оказалось, что распространением слухов занимаются два топ-менеджера. В чем была причина такого поведения? При смене собственников на предприятии назначили нового генерального директора — молодого, энергичного, с опытом работы в ведущих западных компаниях. «Старички» почувствовали себя оскорбленными, особенно после того, как директор стал «обрастать» новой командой. Топы решили действовать и начали распускать разнообразные негативные слухи.

Расчет был следующим: собственники обязательно решат сменить директора на более опытного, если узнают о бедственном положении дел. Именно для этого в слухах один из топов всегда фигурировал как человек, который легко справился бы с любой задачей, если бы ему дали возможность. После увольнения «зачинщиков», слухов о гибели завода стало гораздо меньше. Безусловно, свою роль сыграло и то, что на предприятии стали уделять внимание внутреннему и внешнему PR, «подстегнули» директора по персоналу, ввели в действие Кодекс корпоративного поведения и т.д.

Павел Смирнов, генеральный директор компании Help-Line:

— Пару лет назад на общем совещании руководителей компании я сообщил, что несколько инвесторов хотят приобрести часть акций компании. К тому моменту мы уже захватили значительную часть рынка и постоянно увеличивали свои обороты. В итоге на нас обратили внимание несколько крупных IT-игроков. А нам как раз требовались инвестиции для дальнейшего развития.

Так совпало, что именно на том этапе одной из приоритетных задач была выбрана тотальная автоматизация всех бизнес-процессов нашей деятельности. Все отделы и структуры компании прошли этап формализации и описания рабочих процессов, стали внедряться различные модули специального программного обеспечения, практически все сотрудники компании приняли участие в тестировании и доработке единой программной оболочки.

Но кто бы мог подумать, что специалисты отдела внедрения и сопровождения (сервисная служба, выполняющая монтаж и дальнейшее обслуживание оборудования), услышав краем уха о возможной продаже компании, начнут готовиться к созданию собственного бизнеса. Слава богу, что один из участников смуты пришел ко мне и посетовал на скорое расставание… Тут-то все и разрешилось. А инвестиции удалось привлечь и без продажи части акций.

Кирилл Булгаков, генеральный директор Sputnik Labs:

— Приведу свежий пример из жизни нашей компании. Мы планировали переезд в новый офис и, естественно, этот факт тут же оброс домыслами. Офис еще не был выбран, а в отдел персонала стали приходить письма от сотрудников с просьбами написать на визитке адрес, который совсем не соответствовал действительности. Победили мы эту проблему, напечатав к 1 апреля в нашей корпоративной газете юмористическую заметку про переезд и опровержение в следующем номере. Проблема была решена.

Я считаю, что генераторов слухов можно использовать в «мирных целях». Например, чтобы победить традиционный для многих компаний слух, что все плохо, некоторым болтунам я умышленно говорю больше информации о финансовом положении компании. Тем самым запускаю контр-слух, объясняя в цифрах, почему в Sputnik Labs все хорошо. Бороться со слухами можно с помощью точной и правильной информации, делая ее доступной всем.

Елена Жуланова, начальник отдела по работе с персоналом TNT Express в России:

— Одно время у нас ходили слухи, что мы принимаем на работу сотрудников без опыта, и платим им больше чем опытным «старожилам». Источник информации — сотрудник, который увидел в Интернете нашу вакансию с зарплатой выше, чем у него (должность аналогичная). Естественно, он поделился «новостью» с коллегами. Как опровергнуть такой слух? Только сказав правду. Мы объяснили коллективу, что такое возможно. Ведь по каждой должности существует «вилка» зарплат, и размер оклада внутри «вилки» зависит от навыков специалиста.

Мы не спешим развеивать каждый слух, просто строим коммуникации в коллективе так, чтобы свести к минимуму вероятность появления домыслов. Например, у нас существует «политика открытых дверей», когда сотрудник может свободно зайти к любому руководителю и поговорить о том, что его беспокоит.