Елецкие кружева: история и секреты красоты

Монреаль, Осака, Брюссель, мировые столицы моды и красоты покорились воздушным елецким кружевам. Родившиеся как народный промысел в начале XIX века в Липецкой области, елецкие кружева сегодня известны далеко за пределами страны.

Вопреки преданиям кружево родилось не в России, а в Европе. Привезены воротнички и манжеты были первыми купцами еще в XIV веке, однако кружево распространилось лишь спустя 400 лет, когда империю захлестнула мода на тонкие и воздушные шали и накидки. Благородные дамы не жалели денег, покупая у мастериц метры уникального кружевного полотна, выполненного на коклюшках, на постельное белье.

История кружевоплетения в Ельце

Нельзя сказать, что ремесло кружевоплетения в городе Ельце Липецкой области прижилось легко и быстро. Город был довольно богатым, купцы и ремесленники занимались сапожничеством, выделкой и продажей кожи, разведением крупного скота, торговля была активной, а потому кружевные новинки попали в знатные дома довольно быстро, но ажиотажа не вызвали.

Жизнь кружевное искусство получило благодаря строптивому нраву местных барышень. Педагоги-гувернеры, чтобы хоть как-то успокоить купеческих дочек, придумали занимать их кружевоплетением. Так с 50-х годов XIX века кружевами (в отличие от Европы) в России стали заниматься не крестьянки и мастеровые, а купчихи. Вскоре обучаться этому мастерству стало почетно, барышни хвастались своим умением и активно участвовали в выставках, в том числе и международных.

Доподлинно известно, что елецкие кружева были представлены в 1873 году на выставке в Вене, да так успешно, что Старый Свет заговорил об уникальности липецкого кружева, о тонкости его исполнения

Красота и уникальность елецкого кружева

В отличие от европейских кружев, которые были большей частью однотипными и весьма прозаичными, елецкое кружево выполнялось «по наитию», мастерицы сочетали рисунки и выводили геометрические фигуры, соединяя их тонким плетением нитей. Самым популярным был цветочный орнамент и знаменитый зимний узор.

Орнаментика елецкого кружева отличается стилистическим единством и перетеканием одного элемента в другой с неизменным ритмичным повторением. Плотность плетения и тонкие элементы сочленения делают кружево потрясающе гармоничным и разным, добавляя ему тона и полутона, создавая особую рельефность.

Рисунок елецкого кружева соединяется не только по горизонтали (как в классическом кружевоплетении), но и по диагонали, вертикали

Елецкое кружево выполняется двумя способами: парным и сцепным. Сцепные кружева сочленяются крючком, а парные исполняются по сколкам, которые позволяют оставлять тонкую белую сетку, которая и отличает помимо прочего елецкое кружево, к примеру, от вологодского.

Работа эта была и остается очень кропотливой. Для того чтобы добиться особой легкости, в XIX веке мастерицы отказались от привычной беленой суконной нити в пользу тонкого руна. Для него же пришлось менять и коклюшки. Есть свидетельства, что для выведения одного «морозного узора» женщины использовали до 8 разных коклюшек, отличающихся размером, толщиной.