Обучение детей правилам грамотного письма

Формирование навыка грамотного письма – серьезная педагогическая проблема, которую учителя русского языка пытаются решить уже много десятилетий. Почему некоторые дети старательно зубрят правила, но при этом продолжают делать ошибки, а у других диктанты и сочинения не вызывают никаких трудностей? Этот вопрос задают себе и родители, желая помочь своему ребенку научиться грамотно писать.

Чем поможет логопед?

Прежде чем начать учить ребенка писать, понаблюдайте за ним и убедитесь, что он все звуки произносит правильно. Причиной безграмотности нередко является дислексия, которая вызывает и дисграфию. Не беда, если дошкольник путает «а» и «у», это вызовет лишь легкую запинку при письме. А вот когда ребенок старше пяти лет неправильно произносит многие звуки – ступайте к логопеду. До этого возраста малыш имеет право картавить и шепелявить, после пяти лет – уже нет. Кстати, недостаточная развитость речевого аппарата – одна из причин, по которой не стоит специально учить писать детей трех-четырех лет. Вторая причина – мелкая моторика, которая у младших дошкольников тоже еще развита плохо. Но малыш может легко освоить печатный шрифт, это ему вполне по силам. Только не предъявляйте излишне строгих требований к каллиграфии. Большую пользу может принести и специальная пропись для дошкольников. Там нет ни букв, ни даже их элементов, зато есть разные мелкие рисунки – квадратики, треугольнички, флажки, кружочки. При желании такую пропись можно сделать и самостоятельно. Мелкая моторика к первому классу должна быть развита настолько хорошо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на содержании задания.

«Каждый пишет, как он слышит»

Проверьте также фонематический слух вашего ребенка. Умеет ли он различать отдельные звуки в слове, знает ли гласные и согласные звуки, мягкие и твердые, свистящие и шипящие? Этому можно научить и в дошкольном возрасте. Существует немало дидактических игр, которые сформируют этот столь необходимый в начальной школе навык. Проводить их можно в любое время, даже когда вы с ребенком заняты приготовлением обеда или возитесь на грядке. Правильная речь и хороший фонематический слух – своего рода «паспорт готовности» ребенка к школе.

Именно по этим двум причинам учителя начальных классов обычно просят родителей не учить детей писать письменными буквами

Слуховая, зрительная или двигательная

Нередко с тем, что выросшее из пеленок дитя пишет неграмотно, родители сталкиваются уже в школе. В этом случае тоже необходимо сначала проверить речь и фонематический слух и привести их в порядок. Затем постарайтесь определить, какой вид памяти преобладает у вашего ребенка. Это необходимо учитывать при формировании психомоторного навыка грамотного письма. Одним детям достаточно взглянуть в книгу, чтобы навсегда запомнить, как пишется то или иное слово. Школьникам с хорошо развитой слуховой или речевой памятью поможет орфографическое чтение, то есть проговаривание слов так, как они пишутся. Есть ребята с отличной двигательной памятью. Таким нужно много писать, четко и правильно выводя каждый элемент. Встречаются и прирожденные аналитики с безупречной логикой, которые не только легко запоминают, какая буква за какой должна стоять, но и могут объяснить, почему должно быть так, а не иначе. Они легко справляются с обычными заданиями, но испытывают затруднения, столкнувшись со словами-исключениями.

Можно использовать и компьютер, но имейте в виду, что проверка орфографии не всегда дает адекватный результат – например, программа может и не различать наречия от существительного с предлогом

Упражняться каждый день

Для многих школьников подготовка домашних заданий по русскому языку – сущая каторга. Постоянная работа над ошибками, которая не дает никакого результата, упражнения, которые приходится переписывать десять раз – и все равно поставить вместо прописной буквы строчную или «ы» после шипящей. Чтобы такого не было, учите ребенка внимательно выполнять задания с самых первых школьных дней, когда ему еще не нужно самостоятельно решать, какую букву написать в сомнительном месте. Можно найти и другой правильный и доступный способ улучшить грамотность. Например, начать изучать еще один язык. Сравнение синтаксических и морфологических структур разных систем, пусть даже подсознательное, способствует грамотному письму на родном языке.