Осваиваем технику активного слушания

Техника активного слушания используется для того, чтобы лучше понять чувства и мысли другого человека и наладить с ним доверительный контакт. При этом вы своими словами повторяете сказанное собеседником и становитесь зеркалом его слов и эмоций.

Даже самый удачный и меткий вопрос ничего вам не даст, если не выслушать внимательно ответ собеседника. Для эффективного восприятия поступающей вербально информации недостаточно просто молчать: вы точно так же можете просто вежливо ждать своей очереди высказаться или обдумывать, что вы скажете в дальнейшем, не слушая то, что вам говорят. А ведь другой человек может сказать что-нибудь ценное, и вы это упустите из виду. Техника активного, или эмпатического слушания позволяет точнее понять мысли, чувства, психологическое состояние собеседника при помощи особых приемов участия в разговоре.

Зачем нужны паузы

Пауза во время диалога дает возможность собеседнику подумать. После нее он может сказать что-нибудь еще, о чем умолчал бы при иных условиях. Также пауза дает возможность самому слушателю на время отстраниться от себя и своих мыслей, оценок и чувств. В разговоре очень важно уметь сосредоточиться на собеседнике и переключиться на его внутренний процесс.

Умение сосредоточиться на собеседнике – одно из самых важных условий активного слушания, позволяющее выстроить доверительный контакт

«Что? Где? Когда?» - это не только телевизионная игра

Для эмпатического слушания не менее важны просьбы уточнить или разъяснить что-либо из сказанного собеседником. В обычном разговоре мелкие недосказанности могут быть опущены или додуманы слушателем, однако при обсуждении сложных, значимых тем люди непроизвольно избегают поднимать болезненные вопросы. Сохранить понимание мыслей и чувств рассказчика здесь помогают наводящие уточнения.

Уточнения показывают собеседнику, что слушатель действительно понимает его и заинтересован в продолжении повествования

Ключевые слова

Еще один из приемов активного слушания – пересказ. Это попытка слушателя кратко, емко, своими словами выделить главные идеи и акценты в речи собеседника. Пересказ дает возможность рассказчику почувствовать «обратную связь» и увидеть, как его слова звучат со стороны. В результате он получает подтверждение того, что был правильно понят, или, в противном случае, возможность откорректировать свои слова. Пересказ, кроме того, может использоваться для подведения итогов и резмирования: «Итак, насколько я вас понял(а), вы считаете…», «Итак, вас интересует…» и т.д.

Что еще важно для активного слушания

Для метода эмпатического слушания важно не только повторять, что сказал собеседник, становясь для него «зеркалом» и отражая его слова и чувства, но и доброжелательный настрой, спокойная реакция на все, что он говорит. Не должно быть никаких оценочных комментариев. Вы можете подхватывать основную мысль оппонента и пытаться продвигать ее далее, в мягкой форме высказывать свои предположения, сообщать о своем впечатлении, сложившемся на почве диалога. Пример: «Я вижу, что эта тема очень волнует вас». Также вы можете сообщать об изменениях в своем состоянии в результате вашей беседы: «Мне очень больно это слышать», «Я переживаю вместе с вами» и т.п. Не будут лишними и ваши замечания-предположения о ходе беседы, такие как: «Похоже, мы достигли взаимопонимания в этом вопросе», «Надеюсь, мы поняли друг друга правильно».

Где может быть полезен навык активного слушания

Приемы активного слушания могут быть полезны в практике социально-психологических тренингов, психологического консультирования, психотерапии, при общении с детьми родителей и педагогов, а также в деловых переговорах. Умея хорошо и внимательно слушать, можно наладить контакт с другим человеком и разобраться в мотивах его поступков.