Осваиваем технику активного слушания

Техника активного слушания используется для того, чтобы лучше понять чувства и мысли другого человека и наладить с ним доверительный контакт. При этом вы своими словами повторяете сказанное собеседником и становитесь зеркалом его слов и эмоций.
Активное слушание
Активное слушание
Фото: Shutterstock

Даже самый удачный и меткий вопрос ничего вам не даст, если не выслушать внимательно ответ собеседника. Для эффективного восприятия поступающей вербально информации недостаточно просто молчать: вы точно так же можете просто вежливо ждать своей очереди высказаться или обдумывать, что вы скажете в дальнейшем, не слушая то, что вам говорят. А ведь другой человек может сказать что-нибудь ценное, и вы это упустите из виду. Техника активного, или эмпатического слушания позволяет точнее понять мысли, чувства, психологическое состояние собеседника при помощи особых приемов участия в разговоре.

Зачем нужны паузы

Пауза во время диалога дает возможность собеседнику подумать. После нее он может сказать что-нибудь еще, о чем умолчал бы при иных условиях. Также пауза дает возможность самому слушателю на время отстраниться от себя и своих мыслей, оценок и чувств. В разговоре очень важно уметь сосредоточиться на собеседнике и переключиться на его внутренний процесс.

Умение сосредоточиться на собеседнике – одно из самых важных условий активного слушания, позволяющее выстроить доверительный контакт

«Что? Где? Когда?» - это не только телевизионная игра

Для эмпатического слушания не менее важны просьбы уточнить или разъяснить что-либо из сказанного собеседником. В обычном разговоре мелкие недосказанности могут быть опущены или додуманы слушателем, однако при обсуждении сложных, значимых тем люди непроизвольно избегают поднимать болезненные вопросы. Сохранить понимание мыслей и чувств рассказчика здесь помогают наводящие уточнения.

Уточнения показывают собеседнику, что слушатель действительно понимает его и заинтересован в продолжении повествования

Ключевые слова

Еще один из приемов активного слушания – пересказ. Это попытка слушателя кратко, емко, своими словами выделить главные идеи и акценты в речи собеседника. Пересказ дает возможность рассказчику почувствовать «обратную связь» и увидеть, как его слова звучат со стороны. В результате он получает подтверждение того, что был правильно понят, или, в противном случае, возможность откорректировать свои слова. Пересказ, кроме того, может использоваться для подведения итогов и резмирования: «Итак, насколько я вас понял(а), вы считаете…», «Итак, вас интересует…» и т.д.

Что еще важно для активного слушания

Для метода эмпатического слушания важно не только повторять, что сказал собеседник, становясь для него «зеркалом» и отражая его слова и чувства, но и доброжелательный настрой, спокойная реакция на все, что он говорит. Не должно быть никаких оценочных комментариев. Вы можете подхватывать основную мысль оппонента и пытаться продвигать ее далее, в мягкой форме высказывать свои предположения, сообщать о своем впечатлении, сложившемся на почве диалога. Пример: «Я вижу, что эта тема очень волнует вас». Также вы можете сообщать об изменениях в своем состоянии в результате вашей беседы: «Мне очень больно это слышать», «Я переживаю вместе с вами» и т.п. Не будут лишними и ваши замечания-предположения о ходе беседы, такие как: «Похоже, мы достигли взаимопонимания в этом вопросе», «Надеюсь, мы поняли друг друга правильно».

Где может быть полезен навык активного слушания

Приемы активного слушания могут быть полезны в практике социально-психологических тренингов, психологического консультирования, психотерапии, при общении с детьми родителей и педагогов, а также в деловых переговорах. Умея хорошо и внимательно слушать, можно наладить контакт с другим человеком и разобраться в мотивах его поступков.

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.