Правила написания характеристики на работника

Если западные работодатели при приеме на работу руководствуются рекомендательными письмами, российские предпочитают давать рекомендации своим сотрудникам в форме характеристик. И хотя составление характеристики не регламентировано никаким стандартом, общие правила ее составления все-таки существуют.

Какие бывают характеристики

Характеристики, которые руководство дает своему сотруднику, можно подразделить на два типа: внешние и внутренние. Внутренняя характеристика может потребоваться, когда встает вопрос о переводе на другую должность, повышении или понижении по должности, а также когда работника, например, хотят поощрить материально к какому-нибудь юбилею или годовщине. Характеристика для внутреннего пользования дается и в том случае, когда сотрудника переводят в другой филиал, подразделение или дочернее предприятие той организации, где он уже работает. В последнее время, когда на государственных, областных или муниципальных предприятиях проводятся периодические аттестации сотрудников, составление внутренних характеристик на них в этом случае является обязательным.

Кроме внутренних бывают и так называемые внешние характеристики. Они могут потребоваться, например, при оформлении визы в какое-нибудь зарубежное государство. Иногда характеристика требуется для предоставления в суд, если против сотрудника возбуждено уголовное дело, или в банк, где он собирается взять в кредит крупную сумму денег. Иногда, в редких случаях, родственники или жена, чей муж находится в заключении и претендует на условно-досрочное освобождение, обращаются на предприятие, где он работал, с просьбой дать ему характеристику. Положительная характеристика от соседей является обязательным условием в этом случае, но семьям осужденных кажется, что хорошая характеристика с работы также окажет воздействие на решение суда.

Как оформляются разные виды характеристик

Внешние и внутренние характеристики оформляются по-разному. Для внутренней характеристики официальное оформление на бланке предприятия не требуется, ее пишут на обычном листе стандартного формата. Но в любом случае она должна быть оформлена как деловой документ, составление и оформление которых регламентировано соответствующими ГОСТами. Чтобы оформить ее правильно, необходимо соблюдать те нормы, которые установлены в ГОСТ Р 6.30-2003 «Требования к оформлению документов». Ознакомьтесь с этим нормативным документом, обратите внимание на размер полей, которые должны быть оставлены, а также на размер шрифта.

Для написания характеристики обычно используется шрифт Times New Roman размером 12 или 14 пт

Если вы будете писать внешнюю характеристику, для которой обязательно используется бланк предприятия, на нем, как правило, поля, за которые текст выходить не должен, обозначаются специальными тонкими штрихами-рисками в углах листа. В шапке бланка должно быть написано полное и сокращенное наименование предприятия и все его реквизиты: почтовый и юридический адрес, корреспондентский счет банка и расчетный счет предприятия, адрес электронной почты и web-сайта организации, если он имеется.

Текст характеристики должен содержать заголовок, который пишется на пару интервалов ниже шапки бланка. В заголовке, кроме слова «Характеристика» нужно указать полные фамилию, имя и отчества работника, а также занимаемую им на сегодняшний день должность и наименование подразделения, где он трудится. Остальной текст нужно разбить на логические части-абзацы, в которых и отразить все то, что вы можете сообщить об том сотруднике.

Как составить текст характеристики

В первой, вводной части текста дайте общие сведения о сотруднике. Учтите, что в дальнейшем по тексту следует указывать фамилию этого человека только с инициалами, не упоминая имя и отчество полностью. Напишите о его образовании, специальности и учебном заведении, которое он окончил. Укажите, какого года он работает на вашем предприятии, какие должности занимал.

В основной части перечислите основные его должностные обязанности и дайте оценку, насколько хорошо он с ними справляется. Охарактеризуйте его деловые качества, профессиональные навыки и умения. Отразите в характеристике его способность к обучению, стремление к овладению новыми знаниями, интерес к техническим или методическим новинкам и достижениям которые есть в той области, которой занимается ваше предприятие. Перечислите деловые и личные качества человека, которые помогают или мешают ему в трудовой деятельности.

Если у работника есть какие-то награды и поощрения, напишите об этом и перечислите их. Нужно рассказать и о том, какие курсы повышения квалификации он окончил, какие профессиональные тренинги, семинары посещал, в каких конференциях, выставках и симпозиумах участвовал.

Третьей стороне характеристика как документ, содержащий персональные данные, предоставляется только с согласия работника, в соответствии с главой 14 Трудового кодекса РФ

Упомяните, как у этого человека складываются взаимоотношения с коллегами, пользуется ли он уважением в коллективе, считают ли его лидером. Отметьте, насколько он дисциплинирован, есть ли замечания к манере его общения с товарищами по работе и руководством.

Характеристика должна быть подписана непосредственным руководителем работника, начальником отдела кадров и директором предприятия.