Социальный пакет как дополнительный бонус от работодателя. Насколько он важен?

Часто в объявлениях о вакансиях работодатели указывают, что работнику предоставляется социальный пакет. Он относится к системе мотивации и используется руководством организации в конкурентной борьбе за квалифицированный персонал. Его предоставление может быть выгодно как работникам, так и работодателю.

Что такое социальный пакет, что в него входит

Не следует путать социальный пакет и социальные гарантии, которые в соответствии с Трудовым кодексом должны предоставляться всем работникам, заключившим с работодателями трудовые договоры. К таким социальным гарантиям относится, например, ежегодный трудовой отпуск в количестве не менее 28 календарных дней, оплата по больничным листам и т.п. Социальный пакет в каждом конкретном случае может быть разным, и предоставляется он сотрудникам исключительно по желанию работодателя. Это набор определенных льгот для персонала, в который может входить: - бесплатное медицинское обслуживание в поликлиниках; - предоставление беспроцентных кредитов сотрудникам; - бесплатное питание на предприятии; - оплата тренингов и курсов повышения квалификации; - льготные путевки в санатории и пионерлагеря для работников и их детей; - оплата жилья для сотрудников, привлеченных из других городов; - оплачиваемая мобильная телефонная связь, интернет и проезд к месту работы; - предоставление корпоративного автотранспорта; - абонементы в бассейн, фитнес-центр и т.п.

Часть из этих льгот является бонусом для персонала, а часть, такие, как оплата курсов повышения квалификации, является выгодной и для самого работодателя. Но, несмотря на то что основная часть социального пакета, как правило, является прямой выгодой для работников, его нельзя отнести к благотворительности. Это эффективный и действенный инструмент управления, позволяющий повысить мотивацию труда и добиться максимальной отдачи от сотрудников предприятия или организации, стимулируя их на повышение производительности. При выборе работодателя для многих именно социальный пакет становится тем фактором, который является несомненным преимуществом.

Предоставление социального пакета воспринимается как дополнительное преимущество предприятия, его наличие считается показателем серьезности компании и высокого уровня ее доходов

Популярные виды социальных пакетов

Поскольку предоставление социального пакета – дело добровольное, работодатель сам решает вопрос с его наполнением и системой распределения. Чаще всего, льготы предоставляются в виде социальных пакетов трех типов: «Иерархический», «Бизнес-ланч» и «Шведский стол». Наполнение и вид предоставляемых льгот по первому иерархическому типу зависят только от должности, которую занимает работник. В этом случае он получает гарантированный набор льгот вне зависимости от того, насколько он в них нуждается и будут ли они востребованы.

Социальный пакет «Бизнес-ланч», его еще называют «Кафетерий», предполагает некоторую предварительную работу. Среди работников предприятия проводится опрос, какие льготы они хотели бы получить. По его результатам выбираются самые востребованные, осмечиваются и из них формируется несколько наборов, финансирование которых обойдется предприятию в приблизительно одинаковую сумму. Любой работник может выбрать для себя социальный пакет с тем набором льгот, который необходим именно ему. Как пример можно привести самые популярные виды льгот, из которых можно сформировать 3–4 пакета: - ежемесячные или ежегодные выплаты наличными; - предоставление дополнительных дней к отпуску, сокращение продолжительности рабочей недели или года; - страховка при болезни, несчастном случае, инвалидности и пр.: - повышенные выплаты пенсионерам; - участие в прибылях или капитале предприятия; - льготные ссуды работникам; - предоставление льгот в вещественной форме (квартиры от предприятия, абонементы в спортзал, служебный автомобиль).

«Шведский стол» является симбиозом первых двух пакетов. По результатам проведенного среди сотрудников анкетирования формируется список льгот, каждой из которых присваивается определенное количество баллов, в зависимости от стоимости данной льготы. Работники, принадлежащие к каждой иерархической ступени, имеют право на определенное количество баллов, в соответствии с ним каждый из них самостоятельно формирует набор льгот для себя.

Результаты проводимых социологических опросов показали, что только 21% людей не обращает внимания на наличие социального пакета при трудоустройстве, для 71% это является преимуществом

Как мотивировать работников мелких предприятий

Приведенные в качестве примера льготы могут позволить себе только крупные предприятия, но это не значит, что нельзя сформировать вполне бюджетный социальный пакет, который тоже может стать неплохим стимулом. Как утверждают эксперты, затраты работодателя на такого рода льготы всегда окупаются и в конечном итоге оборачиваются крупной материальной выгодой. К таким недорогим, но действенным льготам, которые помогут удержать и мотивировать сотрудников, можно отнести: - дополнительное денежное вознаграждение сотрудникам, не бравшим больничные листы; - подарки к Новому году или 1 сентября детям сотрудников; - подарочные карты и сертификаты с учетом индивидуальных предпочтений, - предоставление возможности выполнять отдельные виды работ на дому, свободный график; - продажа работникам предприятия бывшей в употреблении мебели, компьютеров, автомобилей по сниженной цене и пр.