Учимся выговаривать букву л

Когда совсем маленький ребенок еще только учится говорить, он забавно путает звуки, придумывает новые формы слов и даже порой дает предметам свои собственные названия. Любящие взрослые с радостью следят за развитием его речи, неправильности кажутся им очаровательными. Но неправильное произношение порой встречается и у школьников, и у взрослых. Это не только не вызывает у окружающих чувства умиления, но может привести к серьезным коммуникативным проблемам и дисграфии.

Первый шаг – в поликлинику

Не тревожьтесь, если ребенок трех или четырех лет неправильно произносит отдельные звуки. Ни в коем случае его не ругайте, но и не копируйте его речь. Четко произносите слова, правильно стройте фразы. Дети младшего и среднего дошкольного возраста во всем стремятся подражать взрослым, так что лучшее средство от дислексии – правильная речь окружающих. Если же вашему ребенку через год в школу, а он до сих пор картавит, путает «л» и «в», шепелявит, первым делом проверьте его слух у хорошего отоларинголога. Имеет смысл посетить и стоматолога, ведь правильное произношение звуков во многом зависит от состояния органов речи.

Трудности при произношении звука «л» испытывают дети с дефектами неба и передних зубов, а также те, у кого язык недостаточно подвижен

Учимся правильно дышать

Небольшое фонетическое нарушение можно попробовать исправить самостоятельно. Неправильное произношение одного-двух звуков относится как раз к таким проблемам, для решения которых требуются желание, терпение, некоторое количество упражнений и сборник скороговорок. Расскажите ребенку, какие органы участвуют в образовании звука «л». Это в первую очередь язык и верхние зубы. Проанализируйте со своим учеником, как получается этот звук. Кончик языка касается верхних зубов, губы при этом раздвинуты. Предложите ребенку попробовать придать органам речи нужное положение. Обратите его внимание на то, что язык с силой упирается в зубы и резко отталкивается. Попросите его попробовать произнести твердый и мягкий звуки и объяснить, чем отличается положение языка.

Это упражнение, как и некоторые другие, лучше всего делать перед зеркалом, чтобы ребенок мог себя контролировать

С «ватным» языком можно бороться

А что делать, если язык ну никак не хочет слушаться? Вполне возможно, что проблема заключается в недостаточной его подвижности. Ну что ж, придется делать «зарядку». Для начала предложите ребенку зажать кончик языка между зубами. Это нужно, чтобы приучить язык к нужному положению. При этом слишком сильно сжимать зубы, конечно, не следует. Попросите произнести звук «л». Покажите и другие упражнения. Например, языком можно доставать до верхних и нижних губ, уголков рта. Можно даже попробовать дотянуться им до кончика носа. Подобная «физкультура» поможет натренировать язык, а это нужно для произнесения всех звуков. Уделяйте внимание и упражнениям на дыхание. Научите ребенка выдыхать медленно, ведь звуки произносятся на выдохе. Помочь могут игры – мыльные пузыри, бабочки из папиросной бумаги, свечка, которую нужно задуть.

Скороговорки – полезно и весело

Подберите скороговорки, в которых чередуются «л» и «р», «л» и «в». Если ребенок уже немного умеет читать, он может заниматься и самостоятельно. Объясните, что согласная буква «л» может обозначать твердый и мягкий звук «л», многое зависит от того, какой звук идет следом. Расскажите, как нужно читать скороговорки. Сначала ребенок должен почесть ее медленно, четко выговаривая все звуки, затем повторить несколько раз, постепенно увеличивая темп. Сами тоже следуйте этому принципу. Если ваш ученик уже произносит скороговорки достаточно быстро, проведите соревнование. Можно записать ваши занятия на диктофон, а потом прослушать. Даже если у ребенка пока не все ладно с произношением, он способен отличить на слух правильный вариант произношения от неправильного, и это почти наверняка поддержит его интерес к занятиям.