Успешное преодоление барьеров общения

Барьеры в общении – препятствия, мешающие правильному восприятию информации между людьми в процессе личностных или деловых контактов. Такие препятствия возникают вследствие очень многих причин: разные типы темперамента, различие интересов, недостаточный уровень компетентности и так далее.

Преодоление барьеров личностного взаимодействия

Для преодоления барьера коммуникации необходимо прежде всего определить его причину. Для этого можно пройти тест на барьеры или самостоятельно выявить проблему. Самые распространенные – это барьеры личностного взаимодействия. Они связаны с приобретенным опытом человека, его привычками и намерениями. Такие барьеры имеют следующие причины:

- разные цели общения;

- плохая осведомленность в предмете разговора;

- различие нравственных позиций;

- несовпадение стилей общения.

Для преодоления барьеров личностного взаимодействия необходимо сопоставлять свои цели и цели собеседника, знать, какой бывает взгляд на тему разговора. Нужно дать понять визави, что вы не будете жертвовать своими интересами, но при этом готовы идти на компромисс. Если в речи человека прослеживается явная неосведомленность в вопросе, можно попробовать изъясняться упрощенными, более понятными выражениями. Если же партнер или коллега вовсе не разбирается в предмете разговора и попусту занимает чужое время, следует вежливо уйти от разговора.

В случае, когда партнер имеет недопустимую для вас этическую позицию, не стоит его перевоспитывать; если общение неизбежно, лучше просто не касаться запретной темы. Стоит принять любой стиль общения партнера (лидерство, самолюбование, пассивность и так далее), если он не вызывает раздражения и не ущемляет чувство вашего достоинства.

Стиль общения человека складывается в течение его жизни и отражает внутренний мир, сущность и намерения личности. Определив и проанализировав стиль общения, можно понять, в какое русло нужно направить беседу, как построить разговор.

Как преодолеть психологические барьеры восприятия и понимания

Еще один часто встречающийся вид барьеров – барьеры понимания или восприятия, имеющие несколько основных причин:

- неопрятность собеседника;

- различное социальное положение;

- подавленное психологическое состояние или болезнь одного из собеседников;

- психологическая защита;

- установка, предвзятое отношение;

- определенные ожидания.

Не стоит показывать собеседнику, что вам неприятен его внешний вид. Если все же это сильно мешает нормальному общению, стоит заострить свое внимание на чем-то приятном в человеке – на его голосе, глазах – или на красивом предмете интерьера. Это поможет абстрагироваться от неприятных ощущений, связанных с внешним видом собеседника.

Если вас с вашим коллегой разделяет социальный уровень, при общении не следует забывать, что все люди равны независимо от положения и возраста. Человек другого статуса смотрит на некоторые вещи с другого ракурса, и этот факт может быть полезен в обсуждении профессиональных вопросов.

Иногда собеседник во время разговора испытывает отрицательные эмоции и переживает по личному поводу, не касающемуся беседы. Стоит перенести такой разговор на другое время. Если это невозможно, можно попытаться ненавязчиво приободрить человека, таким образом расположив его к беседе.

Если во время переговоров или встреч человек начинает хамить, уводить разговор в нужное ему русло, нервничать, уходить от темы, скорее всего, он использует психологическую защиту. В таких случаях необходимо понять, что именно вызывает у него данную реакцию. Может быть, визави чувствует вашу неприязнь? А возможно, вы затронули волнующую или запретную тему в разговоре.

Зачастую собеседник рассчитывает услышать определенные ответы на свои вопросы и уверен в определенном исходе беседы. Эта уверенность может стать серьезным барьером в общении, если она не оправдалась. Скорее всего, в таком случае человек не учитывает ваши интересы.

Не стоит жертвовать своими принципами ради налаживания контакта

Борьба с коммуникативными барьерами

Коммуникативные барьеры – это барьеры, связанные с вербальной или невербальной речью собеседников, их навыками выражать свои мысли и выдерживать логическую линию беседы. Существуют следующие причины коммуникативных барьеров:

- неумение выражать мысли;

- неразборчивая речь;

- рассеянное внимание;

- характер и темперамент.

Иногда в общении между людьми каждый использует одни и те же определения или жесты в различных смыслах. Для налаживания контакта в подобных случаях достаточно совместно определить удобный формат и рамки общения, которые будут понятны для каждого. В случае неразборчивости речи при важных переговорах придется подстроиться под собеседника, ни в коем случае не намекая на его дефект.

Если собеседник постоянно уходит от темы, меняет ее или теряет нить разговора, стоит пересмотреть свою манеру повествования. Возможно, она слишком перегружена лишними словами, словами-паразитами и незначительными уточнениями. Будет полезно узнать, какие есть сайты для общения, и попрактиковаться в письменной речи.

Несовпадение темпераментов – один из самых популярных барьеров в межличностном общении. Чтобы понять, как преодолеть такой барьер в общении, следует подробно ознакомиться с характеристиками всех видов темпераментов: холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика. Для каждого из этих типов существует рациональный подход в общении, который поможет наиболее эффективно наладить контакт.