Вы руководитель? Есть ли у вас свой стиль управления командой?

Почему коллектив не справляется с поставленными задачами? Из-за чего возникают конфликты? Попробуйте посмотреть на себя со стороны и оценить свой стиль руководства персоналом.

психологи и социологи выделяют основные стили управления коллективом: авторитарный, демократический и либеральный.

Приверженца авторитарного стиля управления узнать легко. В его приемной по три офис-менеджера, а в кабинет без предварительного звонка не войти. Такой руководитель единолично принимает решения, подавляя всяческую инициативу у подчиненных. Он вникает в мелочи и настаивает, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Речь менеджера резка, изобилует повелительными наклонениями. С коллегами такой начальник неприветлив, порой груб. Разработанные им правила и стандарты четко выполняются и соблюдаются всеми. Шаг вправо, шаг влево от структуры – «расстрел». Его кредо: «Для финансового благополучия компании друзья не нужны». Его главная задача – коллектив должен работать, как часы. Авторитарный стиль руководства оправдывает себя в условиях жестко структурированной деятельности, например, на крупных промышленных предприятиях.

Минусы. При авторитарном стиле управления и полном подчинении руководителю в случае непредвиденной (чрезвычайной) ситуации сотрудники не смогут адекватно на нее отреагировать. Решить проблему без ведома директора – практически невыполнимая задача. Да, есть четкие правила и инструкции, но даже маломальский отход от них вызывает панику и страх у коллектива.

Менеджер, придерживающийся демократического стиля управления, более популярен у подчиненных, чем автократ. Он поддерживает дружескую, непринужденную атмосферу в коллективе. Такой руководитель часто проводит планерки – информирует о состоянии дел, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, для него важно мнение работников. Подчиненные в таком коллективе работают не на страх, а на совесть, добросовестно выполняя поставленные задачи. Инициатива здесь точно не наказуема! Слаженный диалог начальников и сотрудников дает прекрасные результаты для бизнеса. Демократ выстраивает отношения с коллегами, не подчеркивая своего статуса. Его общение происходит вежливо и корректно – в форме просьб, пожеланий, советов. Он стремится быть с подчиненными на одной волне: интересуется их потребностями, разделяет тревоги и заботы.

Минусы. Руководитель-демократ порой слишком лоялен к окружению, что зачастую происходит в ущерб его авторитету. Для того, чтобы избежать такой ситуации, менеджер должен уметь рефлексировать, грамотно оценивать свои поступки. Если он полностью растворился в коллективе, ему придется вновь выстроить иерархию, чтобы добиться результативности от подчиненных. Кроме того, всегда найдутся люди, пытающиеся оспорить лидерство руководителя-демократа. Не поддавайтесь на провокации, но будьте авторитетом для коллег!

Либеральный стиль управления иначе называют попустительским. И правда, как охарактеризовать отсутствие всякого желания у руководителя-либерала участвовать в производственном процессе, брать на себя ответственность и контролировать результаты деятельности подчиненных? Работа при таком менеджере – рай для нерадивых сотрудников и гибель для предприятия, где важна быстрота реакции на меняющиеся условия рынка. Либеральный стиль руководства идеален для творческих коллективов, где сотрудникам – ярким, самобытным личностям – важна свобода.

Минусы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе. Скрытые или явные конфликты руководитель-либерал предпочитает пускать на самотек, – он заинтересован в хороших отношениях со всеми сторонами. Это единственная возможность удержать свои позиции для менеджера, не имеющего реального авторитета. Кроме того, либерал не замечает достижений и не поощряет их. Именно по этой причине желание добросовестно трудиться у большинства ответственных работников постепенно сходит на нет.

Есть ли связь между психотипом личности и стилем руководства?

«Есть, поскольку стили управления обусловливаются индивидуальными свойствами личности, – говорит психолог Елена Шамова. – Холерикам проще в авторитарном стиле управления персоналом. Они любят, чтобы им подчинялись беспрекословно, поручения не должны обсуждаться и сразу выполняться. Стремление доминировать проявляется во всем. Такие люди четко видят цель и способны вести за собой коллектив, но они, как правило, излишне самоуверенны и не способны слышать чужие аргументы и мнения.

Флегматикам проще будет даваться демократический стиль руководства. Такие руководители способны и привыкли находить компромисс, стараются выслушивать точки всех участников спора и всегда пытаются добиться золотой середины в ситуации. Им присуще спокойствие, возможно, даже излишнее спокойствие, которое не дает им принимать необдуманные решения. Это руководитель-миротворец, он не любит, когда в его коллективе интриги или «войны. Однако именно это стремление к уживчивости со всеми и покладистый характер могут послужить причиной падения его авторитета и, как следствие, смещения иерархии.

Либеральный стиль управления руководителя никакой сам по себе. Это как плыть по течению и не бороться, – в бизнесе такое невозможно, а если возможно, то не долго. Такой стиль тоже могут сначала практиковать флегматики, главное, быстро из него выйти. На самом деле редко встречаются «чистые» стили управления. Чаще всего начальники в той или иной ситуации проявляют черты, присущие разным стилям, но при доминирующих характеристиках какого-то одного».

Что нужно знать, собираясь в бассейн?