Эксклюзив

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»

Считается, что «Матрица» – уникальный фильм, в котором режиссеры, братья Вачовски, произвели настоящую революцию. И по части съемок, и в области сюжетных наворотов. Особенно все хвалят замирающие на экране пули и прочие подобные спецэффекты. Но на самом деле все было придумано и показано в кино задолго до них. А эффект съемки движущегося объекта с нескольких камер, чтобы показать его застывшим среди окружающего движения и вовсе впервые применил английский фотограф Эдвард Мэйбридж в 1877 году. Задолго до появления кинематографа вообще. Сегодня мы (при всем уважении к Вачовски) распотрошим их шедевр буквально по кадрам и покажем, из каких канонических фильмов он вырос.

С чего начинается «Матрица»

В 1926 году немецкий режиссер Фриц Ланг снял уникальный научно-фантастический проект «Метрополис». Там нет компьютеров (рановато еще), но все остальное присутствует в полный рост. Два мира. Один на поверхности, он прекрасен и здесь живут счастливые богатые люди. Другой – подземелья, где безымянные рабочие круглые сутки следят за тем, чтобы работали машины. Что за машины и почему они так важны, не объясняется. Кино-то немое. Но идея того, что люди − всего лишь придаток адских механизмов, прослеживается очень явно.

Юноша из верхнего мира, этакий золотой мальчик, попадает в подземелье. Видит страшную правду. Влюбляется в местную девушку Марию. И в нижнем мире его провозглашают Избранным (в оригинальной версии – Посредником-между-руками-и-разумом). Тем, кто сможет освободить рабочих от служения машинам и вообще сделает сказку былью.

Злые люди из верхнего мира строят козни. Присылают – ВНИМАНИЕ! − женщину-робота, которая умеет менять внешность. Эта железная дева становится копией Марии и хочет привести народ к гибели. Но влюбленный юноша разгадывает коварный план! Грандиозный хеппи-энд.

Понятно, что все зло здесь идет от человека. Капиталиста и хозяина верхнего города. А также от традиционного для начала прошлого века персонажа – сумасшедшего ученого, который создает робота, ну и адские машины, видимо, тоже его рук дело. Но как предтеча Матрицы этот мир вполне годится. К тому же весь фильм нашпигован библейскими аллюзиями, в этом Вачовски тоже не смогли себе отказать.

Декорации и спецэффекты для того времени были настолько впечатляющими, что кино сразу попало во все хрестоматии Европы и США. Вторую жизнь проекту подарила группа Queen в 1984 году – Фредди Меркьюри так понравился «Метрополис», что он выкупил часть авторских прав у ГДР и использовал кадры в клипе на песню Radio Ga Ga.

Еще один немецкий режиссер Роберт Сиодмак прославился своими триллерами и фильмами ужасов. В 1945 году, уже переехав в Голливуд, он снял «Винтовую лестницу» − мрачный ужастик про маньяка. В одной из ключевых сцен главная героиня смотрит в зеркало и вдруг понимает, что у нее нет рта. И она даже не может закричать от ужаса. Именно этот прием использовали Вачовски в своем фильме: на допросе агенты Матрицы забирают у Нео голос таким же замысловатым способом.