Эксклюзив

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»

Окунись в иллюзию. Добровольно!

Безусловно, Андрей Тарковский снимал фильм «Солярис» (1972) совсем про другое. Но он сумел показать столкновение человека с некой огромной силой, которая умеет делать мечты и воспоминания реальностью. В фильме (как и в книге Станислава Лема) так до конца и не объясняется, что это за сила. Разумный океан. Дальше понимайте, как хотите.

Он может вернуть тебе любимую девушку. Может подарить любые вещи, какие только сумеешь вообразить. Все, что нужно – раствориться в этом океане. Не сопротивляться ему. Да, это будет уже не реальный мир, а иллюзия. Но ответь, человек, где тебе лучше и интереснее...

То есть матричная тема все равно тут прослеживается. Но с неожиданной стороны. Если бы Нео выбрал в конце фильма другую сторону и вернулся в иллюзию. Братья Вачовски наверняка видели финальную сцену «Соляриса» – кино в США было вполне доступно, любимо и почитаемо. На противовесе с ней построены все сцены искушения Нео агентами. Ну и Тарковский дал подсказку, как снять, где кончается граница иллюзии и начинается реальность. Причем это было сделано без компьютерной графики, а все равно гениально.

В фильме Терри Гиллиама «Бразилия» (1985) показан как бы Нео до попадания к Морфеусу. Мелкий винтик в бюрократической системе. Человечек, поглощенный и раздавленный корпорацией. Все, что у него есть, – сны. Кошмарные, где его побеждают монстры и держат кирпичные стены (привет Pink Floyd!). И сон про прекрасную девушку, который снится каждую ночь. И в конечном итоге он предпочитает сойти с ума, но задержаться навсегда в этой иллюзии. Ради девушки.

Приборы, которые используют Тринити и Нео, чтобы нырнуть в Матрицу, такие кресла с прибамбасами, подключенными прямо к мозгу, появились как раз в «Бразилии». Только там с их помощью злобные полицейские выкачивали из человека все самое дорогое и важное. Превращали его обратно в бездушного «человека в футляре».