Эксклюзив

20 фильмов, без которых не было бы «Матрицы»

Уникальные дети и взрослые

Еще один мегапопулярный японский мультфильм – «Акира» (1988). Там тоже далекое будущее. Тоже мрачный мегаполис. Молодежные банды байкеров и другие не самые приятные местные жители. И вдруг один из байкеров случайно попадает в тайную лабораторию то ли безумных ученых, то ли Минобороны. А там ставят эксперименты над детьми-мутантами – заставляют их поднимать кубики силой мысли. Или оживлять игрушки (что не всегда весело, игрушки ведь могут быть и злыми). Сверхспособности их настолько сильны, что однажды мальчик Акира уничтожил целый город...

В «Матрице» Нео встречает таких же маленьких уникумов в квартире Оракула. Она же Пифия. Обратите внимание: подросток-азиат читает книгу с иероглифами. И девочки с кубиками тоже присутствуют.

По телевизору в это время показывают фильм ужасов «Ночь зайца» (1972). Это кино с шедевром Вачовски никаких явных параллелей не имеет. Разве что слово «мутанты» роднит их с окружающими детьми. И как бы намекают, что способности малышни – врожденные. А не загруженные навыки, как в случае с кунг-фу у Нео или с управлением вертолетом у Тринити.

Ну и символ Белого Кролика. Там ведь мотив «Алисы в стране чудес» в полный рост эксплуатируется. Даже целый диалог про то, как чувствует себя человек, падающий в кроличью нору, присутствует. Но это скорее отсыл к классическому произведению Льюиса Кэрролла, а не к какому-то конкретному фильму. А зайцы-убийцы на экране телевизора в доме Пифии должны дать зрителю понять, что не всем так везет, как Алисе: сказка, в которую попал Нео, полна жестокости и ужаса.

Сцена в квартире у Пифии очень многослойная. Есть там лысый малец, который гнет ложки. Одет он как буддистский монах и задвигает абсолютно дзенскую философию: ложки не существует. Для победы над Матрицей – самая удобная тема. Ведь буддизм призывает воспринимать окружающий мир как иллюзию, а потом разрушать ее посредством медитаций и самосовершенствования. Только очистившись от власти иллюзий, можно достичь нирваны.

Пацан с ложками – это прямая отсылка к фильму Бертолуччи «Маленький Будда» (1993). Будете смеяться, но главного героя в той постановке тоже играл Киану Ривз.

В испанском фильме «Открой глаза» (1997) главный герой живет в плену иллюзий, уже не понимая, где реальность, а где нет. Он бродит по городу, в котором вдруг исчезают все люди, – как будто их стирают из программы. Убивает незнакомую девушку, а та вдруг превращается в его невесту. В какой-то момент возникает неожиданный выбор – для того чтобы спастись из этого адского клубка, надо спрыгнуть с крыши небоскреба. Смысл простой: поверь в то, что все вокруг нереально. И станешь избранным.

Перед подобным выбором оказывается и Нео, который еще не стал супергероем: он убегает от агентов и вылезает через окно на карниз высоченного этажа. Морфеус дает указание по телефону: спасайся через крышу. Но Нео еще не верит в себя и не готов рискнуть жизнью на высоте. Он возвращается в иллюзию, где его и арестовывают злодеи. Здесь Вачовски используют чужой сюжетный прием, не копируя его, а развивая в форме диалога с испанским режиссером Алехандро Аменабаром.

Также параллель прослеживается в моменте с пробуждением Нео. Компьютер говорит ему: «Проснись, открой глаза». В испанском кино героя постоянно будила эта же фраза, которую произносил женский голос в его голове.