25 картин, зная которые, сойдешь за умного

Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына» (1669)

Стиль: барокко.

Описание картины: картина «Возвращение блудного сына» проникнута внутренней трагедией. Причем самого сына мы не видим, а только лицо его отца. Лишения, которые пришлось пережить сыну, выражены через его истрепанные одежды и стоптанную обувь. Любопытно, что Рембрандт старается избежать конфликта: если в притче говорится о гневе послушного сына, то в сюжете полотна гармония ничем не нарушена.

Рембрандт стал первым мастером среди художников XVII века, который выразил внутреннее движение человеческой души. В отличие от художников эпохи Возрождения он не стеснялся обнажать неприятные моменты и старался зафиксировать изменения, которые происходят с людьми в течение жизни.

Где находится: Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Теодор Жерико. «Плот «Медузы» (1819)

Стиль: романтизм.

Описание картины: на полотне изображено историческое событие, которое случилось в июле 1816 года у берегов Сенегала. Там потерпел крушение фрегат «Медуза». Люди эвакуировались, но места в шлюпках на всех не хватило. Почти 150 человек посадили на плот, который изначально хотели привязать к лодкам, но поднялся шторм. Люди в шлюпках испугались, что к ним переберутся с плота по канатам, и обрезали их. Несчастные остались дрейфовать в открытом море. На плоту началась борьба за скудный провиант и самое безопасное место в центре у мачты. На четвертый день в живых осталось только 67 человек. На восьмой день 15 наиболее сильных выбросили за борт слабых и раненых. И когда история дошла до берегов Франции, то общество было потрясено дикостью произошедшего.

Жерико на своем полотне воссоздал реальное событие, пропустив его через призму собственного воображения. На картине изображено утро последнего дня дрейфа, когда оставшиеся в живых увидели на горизонте корабль «Аргус». Жерико в качестве натуры использовал фигурки людей, изготовленные из воска, расположив их на модели плота. На написание картины ему потребовалось восемь месяцев.

Где находится: Франция, Париж, Лувр.

Эдуард Мане. «Завтрак на траве» (1863

Стиль: реализм.

Описание картирны: художник получил прозвище «исчадие ада с безукоризненными манерами». Он происходил из очень интеллигентной семьи, но при этом часто эпатировал публику. Картина «Завтрак на траве», которая и сегодня вызывает неоднозначные чувства зрителей, вызвала сильное возмущение общества, когда была представлена на выставке «Салон отверженных». До Мане в обнаженном виде на природе писали только богинь. Первоначально картина называлась «Купание». Общество возмутил не только сюжет: двое одетых как денди мужчин беседуют между собой, не обращая внимания на обнаженную женщину рядом с ними. Также всех шокировало то, что художник изобразил узнаваемых людей.

Однако ценность полотна вовсе не в сюжете. Если посмотреть на картину внимательно, может создаться ощущение, что это фотография, сделанная с яркой вспышкой. Мане продемонстрировал роль дневного света в живописи, когда фигура обнаженного человека кажется более плоской и светлой. Этот эффект удалось усилить на контрасте с темной одеждой мужчин. Впоследствии именно на этом открытии Мане был основан метод художников-импрессионистов, которые изменили подход к передаче дневного света и впечатления в живописи.

Где находится: Франция, Париж, музей Орсе.

Трудно быть с богом: топ-7 фильмов о женах гениев
Подробнее

Ван Гог. «Звездная ночь» (1889)

Стиль: постимпрессионизм.

Описание картины: по поводу этой картины Ван Гог писал брату Тео: «Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды». В этой картине Ван Гог продемонстрировал в полной мере свою уникальную технику мазков. Особые приемы в наложении цвета придают картине движение и динамику. Если внимательно понаблюдать за полотном, может создаться ощущение, что изображение движется. Ван Гон добивался этой иллюзии самыми разными способами: он мог выдавливать краску прямо на холст, писать пальцем или обратной стороной кисти. Благодаря большому количеству слоев появляется ощущение, что мазки передают не только цвет, но и структуру звездного неба.

Ван Гог говорил: «Я использую цвет произвольно, чтобы наиболее полно выразить себя». Это невероятно красивое и романтичное произведение написано за год до самоубийства художника.

Где находится: США, Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Поль Гоген. «Женщина, держащая плод» (1893)

Стиль: постимпрессионизм.

«Женщина, держащая плод» написана в таитянском поселении. По одной из версий, позировала юная невенчанная жена Гогена таитянка Техура. Ее смуглое тело написано золотисто-коричневым тоном, а четкая непрерывная линия контура делает ее более плотной и выразительной. Желтый орнамент на красной юбке перекликается с листьями деревьев, символизируя единение женщины с природой.

Поля Гогена, наверное, можно считать первым дауншифтером. Он бросил успешную жизнь во Франции и уехал на Таити, где и женился. Художник провозгласил упрощение формы. Его работы кажутся по-наивному детскими. Гоген отказался от передачи текстуры: его образы сделаны как бы из одного материала, но при этом сохранены все пропорции. При жизни картины Гогена не нашли признания. Слава пришла после смерти, когда в Париже публике были показаны 227 его работ.

Где находится: Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Гадание по фильму: тест в один клик