25 картин, зная которые, сойдешь за умного

Эдвард Мунк. «Крик» (1893)

Стиль: экспрессионизм.

Описание картины: норвежский живописец сделал несколько вариантов этой странной картины пастелью и маслом. Существуют разные версии появления этого сюжета. Мунк вспоминал, что он увидел необычный закат и решил его изобразить. В пейзаже «Крика» угадывается вид Осло-фьорда с холма Экеберг в Христиании. Некоторые исследователи отмечают, что там поблизости располагалась крупнейшая скотобойня Осло. Неподалеку от нее находилась психиатрическая клиника, в которой лечилась младшая сестра Мунка Лаура. Возможно, рев забиваемых животных смешивался с криками душевнобольных, и Мунк выразил ужас от этих звуков в своем сюжете. Кстати, сам художник назвал свою работу «Крик природы». До конца неясно: фигура на переднем плане то ли кричит, то ли затыкает уши, чтобы не слышать вопля, который яркими волнами расходится вокруг. В начале 2000-х годов появились предположения, что необычный закат был связан с выбросом пепла из вулкана Кракатау.

Странная работа норвежского живописца считается началом экспрессионизма. Картина ценна тем, что художник сумел спровоцировать страх у зрителя не трагичностью сюжета, а с помощью образа. По легенде, два человека сошли с ума. Один раз это случилось, когда полотно уронили, а второй – когда к нему прикоснулись.

Где находится: Норвегия, Осло, Национальная галерея.

Клод Моне. «Руанский собор в солнце» (1894)

Стиль: импрессионизм.

Описание картины: Клод Моне написал около 30 видов Руанского собора, по сути, с одного и того же ракурса. Все эти картины равнозначны с точки зрения художественной ценности. Художник таким образом показывал, как меняются цвета в зависимости от времени суток и погодных условий. У него есть Руанский собор утром, вечером, в пасмурные дни и так далее.

Впоследствии его исследования сильно повлияли на развитие живописи. Небрежные мазки художника на картине появились вовсе не от неумения рисовать. Дело в том, что солнце движется намного быстрее, чем кажется, и, чтобы уловить определенный момент, нужно было работать очень быстро. Кроме того, Моне отказался от контуров как условных обозначений границ и создавал объем с помощью пятен.

Где находится: Франция, Париж, музей Орсе.

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы» (1897)

Стиль: импрессионизм, реализм.

Описаник картирны: полотно считается венцом творчества Дега. Произведение относится к позднему этапу творчества художника. С возрастом у него ослабло зрение, и мастер стал работать большими цветовыми пятнами. Ему удалось создать иллюзию движения. На квадратном полотне художник четко выстроил композицию и вписал в нее балерин в неожиданном ракурсе. Известно, что Дега много наблюдал за балеринами с разных точек в Парижской опере, в том числе из-за кулис, и приглашал в свою мастерскую для позирования. Не исключено, что в качестве натурщицы позировала одна и та же девушка.

Рисунок сделан пастелью: чтобы добиться прозрачности, Дега брызгал на него кипятком. При внимательном рассмотрении можно увидеть следы от стекавших капель воды. Несмотря на то что художник участвовал практически во всех выставках импрессионистов, сам он себя к ним не относил. По его словам, все, что он создает в картинах, это результат не впечатлений, а долгих раздумий.

Где находится: Россия, Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина.

40 фильмов, которые круче голливудских
Подробнее

Поль Сезанн. «Купальщицы» (1900)

Стиль: постимпрессионизм.

Описание картины: если импрессионисты смотрели на все через световое и цветовое восприятие, то Сезанн видел мир через восприятие объемов. Художник утверждал, что все можно вписать в простые геометрические предметы – сферы, цилиндры, конусы. Поэтому его «Купальщицы” предстают не в виде красивых девушек, а будто рассмотренные через призмы различных форм.

Картина «Купальщицы» стала отправной точкой для такого направления, как кубизм. Именно поэтому она считается знаковой работой. Вообще Сезанн писал купальщиц в течение всей жизни. При этом художник редко использовал натурщиц для своих композиций, предпочитая брать образы из других произведений искусства. Изначально на картине их было пять. Закрашенную фигуру еще одной женщины можно заметить в правой части полотна. Картина выполнена в характерном для Сезанна стиле мазков в двух направлениях. Изначально публика вообще не воспринимала его как художника. Сезанн пытался уйти от перспективы и представить мир плоским, но очень тщательно работал с цветом. Жанр его произведений относится к постимпрессионизму.

Где находится: Дания, Копенгаген, Новая глиптотека Карлсберга.

Густав Климт. «Поцелуй» (1908)

Стиль: модерн.

В этой необычной картине знаменитый австрийский художник выбрал для женской фигуры пестрые округлые формы, а для мужчины – более жесткие прямоугольные. При этом ореол, окружающий мужчину, имеет сходство с фаллическим символом. Любопытно, что обе фигуры стоят на коленях. Еще одна особенность этой картины в том, что она плоская и больше похожа на причудливый орнамент.

«Поцелуй” считается классикой модерна. Полотно принадлежит к так называемому «золотому» периоду творчества Климта. В период создания «Поцелуя” знаменитый австрийский художник много работал с золотым цветом и использовал в произведениях настоящее листовое сусальное золото. Изначально картина стала популярна именно благодаря этому драгоценному металлу.

Где находится: Австрия, Вена, галерея Бельведер.

10 самых неприличных «голых» платьев на Неделе моды в Париже
Подробнее