25 наших фильмов, которые рекомендуют смотреть в США

Один из самых престижных американских университетов – Гарвард. Лига плюща и все такое. Здесь на факультете искусств составили список фильмов, которые необходимо посмотреть, чтобы получить диплом киноведа. Среди 725 с лишним рекомендаций встречаются киношедевры, снятые в России и СССР.

Гарвардский список уникален тем, что он не зависит от политических санкций или голливудской моды. Здесь крайне редко встречаются лауреаты «Оскара» и обладатели «Золотого глобуса», которые собирают кассу в кинотеатрах.

Зато в списке рекомендаций можно с удивлением обнаружить аж три фильма из африканской страны Буркина-Фасо. А также авангардное индийское кино. Шедевры венгерского реализма. Готические пасторали из Дании. По-самурайски суровая японская лирика. И все это активно заливает французская «новая волна».

Ведь для киноведов важнее всего оригинальность. Неважно даже, в каком формате – мелодрама, детектив, документальное расследование, аниме. Главное, чтобы было шедевром. Чтобы в нем присутствовала новаторская съемка. Эксперименты в кадре. Неожиданная сюжетная конструкция. Все то, за что мы так любим кинематограф. Поэтому можно считать данный список самым честным и независимым.

Из всего многообразия нашего кино в Гарварде изучают всего 25 фильмов. Конечно, большинство так или иначе рассказывает про войну или революцию. Но именно батальные сцены и пронзительная лирика отношений людей на грани большой беды удавались советским/российским режиссерам лучше всего.

Прямо сейчас мы расскажем о каждом. И даже покажем на видео!

«По закону»

Год выхода: 1926

Режиссер: Лев Кулешов

Режиссер Кулешов снимал в любом жанре. Военные баталии? Да запросто. Комедии? Извольте. Приключения, фантастика – грузите бочками. Но вершиной его творчества, безусловно, стала эта психологическая драма. Хичкок искренне завидовал, честное слово.

Американцы включили кино в список еще и потому, что это про них. Экранизация рассказа Джека Лондона про времена «золотой лихорадки». На далеком прииске случилась перестрелка: как обычно, люди гибнут за металл. Убийца старателей хотел сбежать с добычей, но его скрутила супружеская пара. Решили передать в руки полиции. Но тут, как назло, река разлилась, и надо ждать несколько дней в маленькой хижине. Тогда решили судить его по закону...

Все кино снимали, по сути, в одной комнате. Поэтому внимание сосредоточено на игре актеров. Много расширенных глаз и закушенных губ – немое кино, оно такое. Выразительное. А когда держишь зрителя почти полтора часа без диалогов... Вот тут реально должен работать режиссерский гений.

Главную роль сыграла конечно же супруга режиссера Александра Хохлова. Тогда это было модно: приглашать в кино жен, а не любовниц. Актрисе заплатили гонорар 400 рублей. Очень неплохие деньги по тем временам.

Кстати, пейзажи под Дикий Запад для начальных кадров фильма отыскали в районе Борисовских прудов (тогда это было еще Подмосковье, а сейчас уже территория Москвы).