1. «Листья желтые над городом кружатся»

Именно эта песня на слова Игоря Шаферана принесла в 1975 году всесоюзную известность латышскому композитору.

Позже Паулс называл эту песню кабацким шлягером. И рассказывал историю, как один человек даже угрожал, что убьет его! А все из-за того, что он, этот слушатель, однажды отдыхал в Сочи в отеле, рядом с которым находился ресторан и громко звучала музыка. За один вечер мужчина прослушал «Листья желтые» 47 раз. И сказал, что если ее включат еще и 48-й раз, то он композитора прирежет.

2. «Танец на барабане. Барабан был плох, барабанщик – бог…»

С этой песней, написанной Паулсом в 1979 году, завоевал первое место на весьма престижном тогда фестивале «Интервидения» в польском городе Сопоте молодой тогда певец Николай Гнатюк.

Позже в телеинтервью Николай Гнатюк рассказывал, что тогда в Сопоте Алла Пугачева проталкивала свою кандидатуру, а Гнатюка решила убрать таким способом. Она пригласила его на вечеринку в ресторан накануне конкурсного выступления. Но парень оказался не промах: он вышел из зала через черный ход, в гостинице спокойно выспался и на следующий день весьма успешно выступил.

3. «Маэстро»

С этой песни началось сотрудничество Раймонда Паулса с Аллой Пугачевой. Во многом оно состоялось благодаря поэту Илье Резнику. В 80-м году певица остро нуждалась в хорошем композиторе, так как на тот момент ее творческий союз с Александром Зацепиным распался.

Пугачева вспоминает о песне «Маэстро» так: «Было написано примерно 15 ее вариантов. Над песней мы работали почти год. Продумали все до мелочей, даже мой внешний вид изменили, поскольку образ героини предполагает утонченность».

Кстати, впервые «Маэстро» должен был прозвучать в декабре 1980 года на сольных концертах Аллы Борисовны в Театре эстрады. Но она там все-таки не решилась ее спеть… И впервые «Маэстро» прозвучал в новогоднюю ночь в «Голубом огоньке».

По одной из легенд, Резник писал слова песни, имея в виду бывшего возлюбленного Пугачевой композитора Константина Орбеляна. Но народ расшифровал песню по-своему. В его интерпретации под Маэстро скрывался не кто иной, как сам Раймонд Паулс. И поползли слухи о любовном романе певицы и композитора, которого на самом деле не было.

4. «Старинные часы»

Это следующая композиция Паулса, которую спела Алла Борисовна. По словам Резника, песня создавалась так. Он приехал к Паулсу в Ригу.

— Раймонд, как обычно, сразу же сел за рояль и заиграл. Из нескольких тем, предложенных им, меня особенно заинтересовала одна – трепетная, взволнованная, сердечная. Вернувшись в гостиницу, я написал на эту музыку стихи о море. Паулса текст устроил. Но я после некоторого раздумья сказал: дай я еще подумаю. Следующий день ушел на написание еще одного варианта.

Увы, радости мне он не принес. И наутро, придя к Паулсу, я попросил: «Сыграй, мне еще ту, морскую»… Когда он закончил музицировать, в прихожей раздался странный звон. «Что это? — спросил я. «Часы», – ответил Паулс. Я вышел в прихожую и увидел большие напольные часы. И вот неожиданно они подсказали тему будущей песни. «Старинные часы!» – сказал я. «Ну да, старые», – подтвердил Раймонд. «Нет, старинные», – возразил я. И тем же вечером появились «Старинные часы». «Кому покажем? — спросил Раймонд, когда мы дуэтом пропели новую песню. — Пугачевой?» «Пугачевой, – сказал я. — Кому же еще?!» «Действительно, – заметил Паулс. — Кому же еще?!»

5. «Миллион алых роз»

Пожалуй, самый популярный совместный шлягер композитора и певицы. История этой песни довольно интересна.

Сначала был ее латышский вариант с красивыми словами, где ничего про миллион роз не говорилось. Речь шла о судьбе девочки, которой мама пела в детстве песенку, а потом эта девочка пела эту песенку уже своей дочке. Но поэт Андрей Вознесенский написал русскую версию, и, как показало время, очень хорошую. Правда, Алла Пугачева, рассказывал позже Раймонд Паулс, от исполнения этой песни поначалу отказывалась.

«Я это петь не буду! Что вы мне подсовываете?» – говорила она. И кто бы мог подумать, что позже песня покорит весь Советский Союз и приживется даже в Японии.

«Меня туда до сих пор приглашают, оплачивают дорогу, проживание, кланяются, узнав, что я автор «Миллиона алых роз», – рассказывает Раймонд Паулс.

6. «Еще не вечер, еще не вечер…»

В феврале 1987 года певица Лайма Вайкуле участвовала в авторском вечере Паулса в ГЦКЗ «Россия». Там она исполнила эту песню композитора на стихи Ильи Резника. После телетрансляции концерта певица Вайкуле получила всесоюзную известность. Хотя сотрудничество Лаймы и Паулса началось еще в 60-е годы. «Мне было 15 лет. Я занималась музыкой и пением у маэстро Заходника, – вспоминает певица. — А он работал с Раймондом Паулсом – распевал и ставил голоса певцам. Учитель считал, что я хорошо пою, поэтому и повел на прослушивание к Паулсу. Помню, как я пела в темном филармоническом зале, и вдруг сзади ко мне подошел человек, похлопал по плечу и сказал: „Малыш, я тебя беру“. Это и был Раймонд Паулс».

7. «Золотая свадьба. Бабушка рядышком с дедушкой…»

Эту песню на стихи Ильи Резника зритель знает в исполнении ансамбля «Кукушечка» (лат. Dzeguzīte). Эта детская вокальная поп-группа создана композитором Раймондом Паулсом при Латвийском радио в 1971 году. «В ансамбле уже поют дети тех, кто входил в его первый состав. Понимаете, испытываешь особое чувство, когда учишь песни и репетируешь с певцами, которым всего 4−5 лет от роду. А приводят их папы и мамы, которых я знаю ровно с такого же возраста. Здесь искреннее увлечение и интерес. Это моя особая работа», – признается сейчас маэстро.