История сериала в России

До перестройки в нашей стране знали, пожалуй, только два сериала – «17 мгновений весны» и «ТАСС уполномочен заявить».

Но в конце восьмидесятых, на российские экраны хлынули фильмы из-за рубежа, в том числе многосерийные, которые в один миг завоевали любовь телезрителей.

Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях Изауры

Первым мы увидели бразильскую «Рабыню Изауру» (1976 год выпуска) - трогательную историю о красивой, чистой душой, девушке, вынужденной терпеть хозяина-тирана.

Вся Россия точно по часам садилась к голубому экрану, чтобы узнать о новых приключениях героев теленовеллы, из-за показа сериала нарушались рабочие графики (пропустить серию казалось просто невосполнимой потерей), в нашем лексиконе появилось слово «фазенда» и мы узнали о такой болезни, как «амнезия» (ею переболел каждый уважающий себя герой сериала).

Разумеется, российские телеканалы, уже начавшие в то время ощущать необходимость борьбы за аудиторию, быстро смекнули, что сериал – это гарантированный зритель в течение довольно продолжительного периода, поэтому латиноамериканское «мыло прочно обосновалось на наших экранах.

Вторым «подарком» для нас стал мексиканский проект «Богатые тоже плачут» (1979 год выпуска).

Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (1979)
Кадр из сериала «Богатые тоже плачут» (1979)
Вероника Кастро в один миг стала всенародной любимицей
Вероника Кастро в один миг стала всенародной любимицей
Кадр из сериала «Дикая Роза» с Вероникой Кастро
Кадр из сериала «Дикая Роза» с Вероникой Кастро

Эта теленовелла с Вероникой Кастро в главной роли полюбился нам даже больше первого: сюжет развивался в современные нам дни, а значит, и проблемы героев были нам ближе.

Постепенно «Богатые тоже плачут» приобрел характер массовой истерии: каждая серия подробно обсуждалась на работе (в транспорте, на лавочке у дома), в честь героев сериала начали называть детей, а уж прилетевшую к нам в 1992 году Веронику Кастро встречали и вовсе как родную (кстати, актриса вернулась на наши экраны несколько лет спустя, в сериале «Дикая Роза»).

Потеснить в русском сердце Веронику Кастро удалось, пожалуй, только красавице с большими грустными глазами Лусии Мендес – актрисе с титулом «мисс вселенная», сыгравшей в мелодраме «Никто, кроме тебя» (она же через несколько лет приковала наше внимание в сериале «Мариелена»).

Кадр из сериала «Никто, кроме тебя»
Кадр из сериала «Никто, кроме тебя»
Лусия Мендес поселилась в сердцах зрителей на долгие годы
Лусия Мендес поселилась в сердцах зрителей на долгие годы
Сериал «Мариелена» стал хитом не только в России, но и в США, и в Европе
Сериал «Мариелена» стал хитом не только в России, но и в США, и в Европе

Героини Мендес отличались от героинь Кастро врожденной интеллигентностью (а этого ох-как не хватало в тогдашней России).

Была также Виктория Руффо и ее «Просто Мария» (мексиканский вариант Фроси Бурлаковой – разве мог он не полюбиться?!), которой сопереживали миллионы россиян.

Удивительно, но мексикано-испанские мачо совсем не находили места в сердцах россиян – все симпатии априори доставались актрисам и их героиням, таким похожим на русских женщин именно своей нелегкой судьбой.

В латиноамериканских сериалах было в среднем 250 серий, и тогда нам это казалось просто фантастикой, мы называли их «бесконечными», но только до тех пор, пока телеканал РТР не запустил в эфир американскую «Санта-Барбару»…

«Санта-Барбара» всего за пару месяцев приобрела эффект масштабного социального явления

Интересно, что первоначально было закуплено всего 30 серий (на пробу) и по неизвестной причине показ начался не с первой серии (было пропущено около 200 серий!), и только увидев, что собралась невиданная ранее зрительская аудитория, было решено продолжить показ.

С появлением «Санта-Барбары» (в 1992 году) мы перешли на совершенно новый, до сих пор неизведанный, сорт «мыла», американский сериал – куда большее число серий (кстати, финал мы так и не увидели), видовые и натурные съемки (все латиноамериканские сериалы обходились несколькими павильонами, имитирующими жилища и офисы героев), большее число героев…

Кроме того, нам впервые рассказали не историю доброй девушки из провинции, а о жизни богатого американского клана со своими жестокими капиталистическими законами.

И нам понравилось, и мы сопереживали в равной степени комичной злодейке Джине и невероятно благородной Иден. Даже американские мужчины пришлись нам по вкусу (может быть, потому что в отличие от мексиканских не были либо злодеями, либо настоящими героями) – казалось, в актера Лэйна Дэвиса (или все-таки в его персонажа Мэйсона?) была влюблена вся женская половина России.

«Династия» стала не только очередным шагом в развитии «мыльной истории России», но и заложила основы гламура в бывшем СССР

По непонятным причинам, в 1998 году, РТР сама решило остановить успешный вихрь «Санта-Барбары» - сняли с эфира вечерний сеанс, оставив только неудобные для большинства зрителей утренние часы. Это привело к тому, что в 2000 году у сериала осталось крайне мало лояльной аудитории, и проект прекратили показывать, а ведь до финала тогда осталось всего 600 серий…

Кадр из сериала «Просто Мария»
Кадр из сериала «Просто Мария»

Надо заметить, что историю «Санта Барбары» в России изрядно подпортила другая американская теленовелла о богатых и знаменитых, «Династия», которая не только «перетянула» на себя часть аудитории, но и стала очередным шагом в развитии «мыльной истории России».

Начнем с того, что к «Династии» приложил руку сам Аарон Спеллинг; это тогда его имя ничего нам не говорило, зато сегодня мы знаем, что этот телевизионный гений ни скупился ни на сюжет, ни на бюджет.

Кроме того, именно в «Династии» герои «случайно» стали появляться в нарядах Armani и ездить на Mersedes (лошади, пруд с лилиями и вертолеты вместо стандартных стен съемочных павильонов уже не считаются).

Кадр из сериала «Семейные узы»
Кадр из сериала «Семейные узы»

И наконец, актерский состав. Что ни говори, а в латиноамериканских сериалах и в «Санта Барбаре» играли скорее очень красивые, нежели очень талантливые актеры; «Династия» позволила ощутить и понять разницу (одно имя заслуженной со всех сторон актрисы Джоан Коллинз чего стоит).

Конечно, после выше перечисленных сериалов в России было показано (а сколько еще будет!) немало многосерийных фильмов.

Постепенно «золушек» и «богатых и знаменитых» сменили стервозные офисные интриганки и красивые хирурги-Джорджи Клуни.

Со временем, разобравшись в понятии «целевая аудитория», российское ТВ стало преподносить нам «мыло» с тонким расчетом: подросткам – «Беверли Хиллз» и «Элен и ребят», домохозяйкам – многочисленных «Мануэлл», «Гваделуп» и «Кассандр», более «продвинутой» и занятой аудитории – «полицейские» и фантастические сериалы, и в более позднее время.

Однако с теплотой в сердце мы вспоминаем все-таки те сериалы, которые нам показали первыми, которые заставляли переживать, о которых до сих вспоминаем с нежностью – недаром говорят, что первая любовь не ржавеет.

Кадр из сериала «Лус Мария»
Кадр из сериала «Лус Мария»
Кадр из сериала «Моя вторая мама»
Кадр из сериала «Моя вторая мама»
Кадр из сериала «Клон»
Кадр из сериала «Клон»

Конечно, мы любим «Отчаянных домохозяек» (но вряд ли сходу вспомним имена всех четверых), «Остаться в живых» (но желательно на DVD, чтобы посмотреть несколько серий и в удобное время) и «Хауса» (Хью Лори, кстати, на днях прикупил на гонорар особняк в центре Лос-Анжелеса).

Но все-таки никогда они не станут такими родными и близкими, как розы и марии, плачущие в каждой серии.

Наверное, все дело в их доступности (интернет, журналы, активный пиар актеров); прежние пускали нас к себе строго на сорок минут, по будням, с семи до восьми вместе с рекламой.