Балерины, которые прославились, уйдя из Большого

Анастасия Винокур, артистка Большого театра с 2003 года:

– В Большом театре начала выступать, будучи студенткой училища. Поэтому когда в 2003-м меня пригласили в труппу, знала, чего ждать. Поначалу столкнулась с настоящей дедовщиной. Ходила тише воды, ниже травы, со всеми здоровалась, обращалась исключительно на «вы». Но, видимо, сам факт моего нахождения там и моя фамилия кого-то раздражали, поэтому старшие товарищи регулярно устраивали мне испытания. Раза три просто так выгоняли из гримерной, приходилось переодеваться в коридоре. Так что закалка у меня серьезная. Моим дебютным спектаклем стал детский балет «Чиполино», который, к сожалению, сейчас сняли с репертуара. Сначала была в массовке, исполняла партию одной из многочисленных картофелин. Со временем доросла до сольной роли брата Редиски. Потом в моем репертуаре появились более взрослые спектакли.

Сейчас, когда приходят молодые, я им тоже устраиваю дедовщину. Блюду традиции Большого театра (смеется). Каждый год выбираю себе новую «жертву» среди новеньких мальчиков и девочек и разыгрываю ее, но не по-злому, а с юмором. Веселю народ по мере сил. Не хочу никого обидеть.

Планирую выйти из декрета (10 декабря 2015 года Анастасия родила сына Федора. – Прим. «Антенны») в сентябре, к началу нового сезона. Для меня он станет уже четырнадцатым.

Последнее посещение Большого театра:

– Недавно была на генеральном прогоне «Вечера современной хореографии» и на премьере балета «Дон Кихот».

Алиса Хазанова, актриса, танцевала в Большом театре восемь лет:

– Большой – это государство в государстве. Все, что происходит в стране, отражается на нем. О театре у меня сохранилось много приятных воспоминаний. Благодарна учителям. Чему меня научили, сегодня использую в актерской работе. Что поражает, когда приходишь в театр после училища? Ты хорошо училась, тебе доверяли исполнить сольные партии, например па-де-де из балета «Эсмеральда», ты ощущаешь себя артистом, и вдруг попадаешь в 32-е жены паши в балете «Корсар». В театре ты настолько встроен в систему, что сам себе не принадлежишь. Последнее мое выступление в Большом – балет «Урок», в котором нас было всего трое: Сережа Филин, Инна Петрова и я, суровая концертмейстерша. Очень драматическая роль. Этот балет знаменит тем, что там есть драматизм, саспенс и убийство на сцене. Многие артистки отказались репетировать эту роль, потому что она некрасивая, просто неприятная. Героиня неприятно ходит, отвратительно себя ведет, очень страшно выглядит. Мне же было интересно оживить этот характер.

В определенный жизненный момент начала размышлять, стоит ли оставаться в Большом. Как только засомневалась, со мной приключилась тяжелая травма. Стоял вопрос, смогу ли я вообще вернуться на сцену. После долгого восстановительного периода, операций, ощущая, как функционирует моя нога, поняла, что у меня появилось чувство страха. Уже не смогла, как раньше, бесстрашно делать технически сложные элементы. И я стала актрисой.

Последнее посещение Большого театра:

– В январе. Балет «Пер Гюнт» Джона Ноймайера.