Балерины, которые прославились, уйдя из Большого

Закрома Большого театра

О сохранении истории Большого заботятся в его собственном музее. «Антенна» рассказывает историю нарядов великих балерин, прославивших театр и русский балет.

Фото: архив Музея Большого театра

Галина Уланова (1910–1998)

Платье Джульетты

В этом платье 46-летняя Уланова покорила зарубежных зрителей. В 1956 году во время оттепели артисты Большого впервые выехали на гастроли за рубеж. В Лондон повезли «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетту», «Жизель». Артисты так волновались, что, как позже вспоминала Уланова, она мечтала, чтобы в день спектакля в театре обвалилась крыша и гастроли отменили. «Я плохо помню премьеру «Ромео» в Лондоне. Было очень страшно. Позже мы узнали, что в зале присутствовали Лоренс Оливье, Вивьен Ли, Тамара Карсавина, Марго Фонтейн. Когда закончился первый акт, стояла гробовая тишина. Какое-то мгновение, секунды, которые показались вечностью. Неизвестно, чем эта тишина обернется... И что будет дальше?! Будто перед грозой... Потом зал встал, грянули аплодисменты, крики», – писала она. А когда уже после последнего спектакля Уланова вышла из театра под охраной полиции и села в машину, поклонники не дали завести мотор и донесли машину до отеля на руках.

Фото: архив Музея Большого театра

Майя Плисецкая (1925–2015)

Первый вариант платья из «Кармен-сюиты»

Плисецкой хотелось сделать свою Кармен как можно более сексуальной и выступать в коротеньком платье. Но времена были целомудренные, и ей было отказано. Модель сшили с кружевной юбочкой до колена. Но балерина не привыкла отступать и сама заказала портным еще несколько вариантов костюма. От спектакля к спектаклю ее юбочка становилась все короче и в конце концов лишь чуть прикрывала бедро. Этот балет вообще не понравился властям. Кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил его специально для Плисецкой на основе оперы «Кармен». Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян отказались писать музыку, как они говорили, «не желая конкурировать с Жоржем Бизе». Пришлось мужу балерины Родиону Щедрину прийти на выручку и перекомпоновать оперу французского композитора.

Божественная Майя: 20 фантастических платьев Плисецкой
  • Подробнее
Фото: архив Музея Большого театра

Два платья от Пьера Кардена из «Анны Карениной»

Балерине не понравились костюмы, сшитые для «Анны Карениной». И вот на премьере в 1972 году она неожиданно вышла на сцену в платье от Кардена. Оказалось, Майя Михайловна втайне попросила французского модельера сделать десять новых нарядов: для каждой сцены свой костюм. Шубку и муфту – для встречи с Вронским, желтое клетчатое платье – для действия на ипподроме, черно-серое, похожее на саван, – для финала. Конечно, после спектакля грянул скандал, но прима продолжила выходить в этих нарядах. И в 1975 году знаменитый фильм-балет «Анна Каренина» был снят именно в этих нарядах.

Плисецкая познакомилась с Пьером Карденом в 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне и стала его музой. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – удивлялась Плисецкая. До конца своих дней они с мужем Родионом Щедриным одевались у Кардена. Ее красота, талант вдохновляли и других великих французских кутюрье. Шанель, Ив Сен Лоран, Жан-Поль Готье дарили ей свои наряды.

Большие рекорды театра

Дата основания театра. Она менялась несколько раз. В 1920 году Большой праздновал 100-летие, а в 1955-м – уже 175-летие. Ученые находят новые сведения о существовании театра. Вот и несколько месяцев назад историк театра доктор искусствоведения Людмила Старикова обнаружила документы, афишу, данные об артистах, свидетельствующие, что первый спектакль в Москве был показан 21 февраля 1766 года по старому стилю, 250 лет назад, в Оперном доме на Яузе. Потом первый театр сгорел, и на осушенных болотах в 1776 году для труппы построили здание. «Сейчас отмечается именно эта дата», – рассказала директор Музея Большого театра Лидия Харина.

Занавес-долгожитель. До реконструкции на сцене висел занавес, который прослужил театру 50 лет. На тканых полотнах из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем сусального золота (поэтому его называли золотым), вышита символика СССР. Высота занавеса – 16 метров, ширина – 24 метра, вес – 1,5 тонны. Ни пропылесосить (нитки вытягиваются), ни постирать такую махину невозможно, поэтому он так и висел полвека не чищенный. Сейчас «рекордсмен» хранится в музее театра.

Люстра-тяжеловес. Она висит в зрительном зале и весит более 2 тонн. Ее высота – 8,5 метра. Три ряда светильников и украшенных хрусталем канделябров. Сначала театр освещался масляными горелками и свечами. В 1863 году установили люстру с газовыми рожками, а через 30 лет их заменили 300 электрическими светильниками. В здании на месте ЦУМа была поставлена электростанция, обслуживающая Большой и Малый театры. Сейчас для того, чтобы помыть люстру и заменить лампочки, раз в год летом на несколько дней ее спускают в партер.

Вековые темно-красные панно. Украшают Бетховенский зал (ранее Большое императорское фойе) уже 120 лет. Они вытканы в стиле Людовика XVI. Русские императоры короновались в Успенском соборе Кремля, а затем торжества проходили в Большом театре. К коронации обязательно обновляли интерьер. Последний раз панно на стенах Большого императорского фойе менялись в 1896 году к коронации Николая II. Узоры – двуглавый орел, первые буквы имен Николая II и императрицы Александры Федоровны – вытканы шерстяными нитками на шелке.

Спектакль-долгожитель – «Спартак». Постановка знаменитого хореографа Юрия Григоровича. Через два года балету исполнится 50 лет. На премьере в 1968 году главные роли исполняли Владимир Васильев, Екатерина Максимова и Марис Лиепа. Балет получил высочайшую награду – Ленинскую премию СССР.

Уникальная звонница. В 1920 году над сценой в Большом установили звонницу, аналогов которой нет ни в одном театре мира. Создать ее предложил звонарь Алексей Кусакин. Он собрал 35 колоколов по всей России. Есть среди них и XVII, и XVIII веков. Самый крупный весит 6,4 тонны при диаметре 2,5 метра. В наше время колокольный звон можно услышать в оперных спектаклях «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов» и других.

Сорт тюльпанов «Галина Уланова». В 50-е годы Галина Уланова в спектакле «Лебединое озеро» так потрясла голландского цветовода-селекционера, что, вернувшись на родину, он вывел два новых сорта тюльпанов, которые назвал «Большой театр» и «Галина Уланова». Сейчас эти цветы высаживают на Театральной площади.

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.