Балерины, которые прославились, уйдя из Большого

Закрома Большого театра

О сохранении истории Большого заботятся в его собственном музее. «Антенна» рассказывает историю нарядов великих балерин, прославивших театр и русский балет.

Галина Уланова (1910–1998)

Платье Джульетты

В этом платье 46-летняя Уланова покорила зарубежных зрителей. В 1956 году во время оттепели артисты Большого впервые выехали на гастроли за рубеж. В Лондон повезли «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетту», «Жизель». Артисты так волновались, что, как позже вспоминала Уланова, она мечтала, чтобы в день спектакля в театре обвалилась крыша и гастроли отменили. «Я плохо помню премьеру «Ромео» в Лондоне. Было очень страшно. Позже мы узнали, что в зале присутствовали Лоренс Оливье, Вивьен Ли, Тамара Карсавина, Марго Фонтейн. Когда закончился первый акт, стояла гробовая тишина. Какое-то мгновение, секунды, которые показались вечностью. Неизвестно, чем эта тишина обернется... И что будет дальше?! Будто перед грозой... Потом зал встал, грянули аплодисменты, крики», – писала она. А когда уже после последнего спектакля Уланова вышла из театра под охраной полиции и села в машину, поклонники не дали завести мотор и донесли машину до отеля на руках.

Майя Плисецкая (1925–2015)

Первый вариант платья из «Кармен-сюиты»

Плисецкой хотелось сделать свою Кармен как можно более сексуальной и выступать в коротеньком платье. Но времена были целомудренные, и ей было отказано. Модель сшили с кружевной юбочкой до колена. Но балерина не привыкла отступать и сама заказала портным еще несколько вариантов костюма. От спектакля к спектаклю ее юбочка становилась все короче и в конце концов лишь чуть прикрывала бедро. Этот балет вообще не понравился властям. Кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил его специально для Плисецкой на основе оперы «Кармен». Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян отказались писать музыку, как они говорили, «не желая конкурировать с Жоржем Бизе». Пришлось мужу балерины Родиону Щедрину прийти на выручку и перекомпоновать оперу французского композитора.

Божественная Майя: 20 фантастических платьев Плисецкой
Подробнее

Два платья от Пьера Кардена из «Анны Карениной»

Балерине не понравились костюмы, сшитые для «Анны Карениной». И вот на премьере в 1972 году она неожиданно вышла на сцену в платье от Кардена. Оказалось, Майя Михайловна втайне попросила французского модельера сделать десять новых нарядов: для каждой сцены свой костюм. Шубку и муфту – для встречи с Вронским, желтое клетчатое платье – для действия на ипподроме, черно-серое, похожее на саван, – для финала. Конечно, после спектакля грянул скандал, но прима продолжила выходить в этих нарядах. И в 1975 году знаменитый фильм-балет «Анна Каренина» был снят именно в этих нарядах.

Плисецкая познакомилась с Пьером Карденом в 1971 году на театральном фестивале в Авиньоне и стала его музой. «Карден сделал мне много бесценных костюмов и ни разу не попросил денег», – удивлялась Плисецкая. До конца своих дней они с мужем Родионом Щедриным одевались у Кардена. Ее красота, талант вдохновляли и других великих французских кутюрье. Шанель, Ив Сен Лоран, Жан-Поль Готье дарили ей свои наряды.

Большие рекорды театра

Дата основания театра. Она менялась несколько раз. В 1920 году Большой праздновал 100-летие, а в 1955-м – уже 175-летие. Ученые находят новые сведения о существовании театра. Вот и несколько месяцев назад историк театра доктор искусствоведения Людмила Старикова обнаружила документы, афишу, данные об артистах, свидетельствующие, что первый спектакль в Москве был показан 21 февраля 1766 года по старому стилю, 250 лет назад, в Оперном доме на Яузе. Потом первый театр сгорел, и на осушенных болотах в 1776 году для труппы построили здание. «Сейчас отмечается именно эта дата», – рассказала директор Музея Большого театра Лидия Харина.

Занавес-долгожитель. До реконструкции на сцене висел занавес, который прослужил театру 50 лет. На тканых полотнах из натурального шелка с металлизированной нитью, покрытой тончайшим слоем сусального золота (поэтому его называли золотым), вышита символика СССР. Высота занавеса – 16 метров, ширина – 24 метра, вес – 1,5 тонны. Ни пропылесосить (нитки вытягиваются), ни постирать такую махину невозможно, поэтому он так и висел полвека не чищенный. Сейчас «рекордсмен» хранится в музее театра.

Люстра-тяжеловес. Она висит в зрительном зале и весит более 2 тонн. Ее высота – 8,5 метра. Три ряда светильников и украшенных хрусталем канделябров. Сначала театр освещался масляными горелками и свечами. В 1863 году установили люстру с газовыми рожками, а через 30 лет их заменили 300 электрическими светильниками. В здании на месте ЦУМа была поставлена электростанция, обслуживающая Большой и Малый театры. Сейчас для того, чтобы помыть люстру и заменить лампочки, раз в год летом на несколько дней ее спускают в партер.

Вековые темно-красные панно. Украшают Бетховенский зал (ранее Большое императорское фойе) уже 120 лет. Они вытканы в стиле Людовика XVI. Русские императоры короновались в Успенском соборе Кремля, а затем торжества проходили в Большом театре. К коронации обязательно обновляли интерьер. Последний раз панно на стенах Большого императорского фойе менялись в 1896 году к коронации Николая II. Узоры – двуглавый орел, первые буквы имен Николая II и императрицы Александры Федоровны – вытканы шерстяными нитками на шелке.

Спектакль-долгожитель – «Спартак». Постановка знаменитого хореографа Юрия Григоровича. Через два года балету исполнится 50 лет. На премьере в 1968 году главные роли исполняли Владимир Васильев, Екатерина Максимова и Марис Лиепа. Балет получил высочайшую награду – Ленинскую премию СССР.

Уникальная звонница. В 1920 году над сценой в Большом установили звонницу, аналогов которой нет ни в одном театре мира. Создать ее предложил звонарь Алексей Кусакин. Он собрал 35 колоколов по всей России. Есть среди них и XVII, и XVIII веков. Самый крупный весит 6,4 тонны при диаметре 2,5 метра. В наше время колокольный звон можно услышать в оперных спектаклях «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Борис Годунов» и других.

Сорт тюльпанов «Галина Уланова». В 50-е годы Галина Уланова в спектакле «Лебединое озеро» так потрясла голландского цветовода-селекционера, что, вернувшись на родину, он вывел два новых сорта тюльпанов, которые назвал «Большой театр» и «Галина Уланова». Сейчас эти цветы высаживают на Театральной площади.