Борис Щербаков: «Все-таки я давил авторитетом на сына»

Актер рассказал о юбилее, жене и романах.
Борис Щербаков, «Овечка Долли», Алексей Пиманов
Фото: Наталья Мишанина

О юбилее

– 65 лет мне исполнилось, а как будто вчера родился. Время настолько быстротечно, что прям даже и не замечаем. Раз, два – и уже 65! Но чувствую я себя лет на 35.

Из бравых военных – в дедушки

Борис Щербаков
«Слушать в отсеках»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Случай в квадрате 36-80»
Фото: кадр из фильма

– Сейчас в Петербурге замечательный кинорежиссер Алексей Викторович Козлов снимает детективный сериал типа «Бандитского Петербурга» – «Чума». Он так называется, потому что фамилия главного героя – Чумов. А я играю его начальника – полковника милиции. Это единственное, что сейчас в работе. Только что я закончил съемки в фильме «Красота по-советски». Фильм снимали в Минске, в Ленинграде – я называю его так по привычке, потому что я там родился. Я не читал весь сценарий, поэтому плохо представляю, о чем фильм. Я считаю, что человек, играющий эпизод, не должен читать весь сценарий – не нужно. Ну, конечно, все зависит от ума актера. Есть люди, которые хотят в одном эпизоде сыграть все – всю свою жизнь, и чтобы все все поняли. Это никому не надо, и в итоге никто ничего не понимает. Грандиозный артист, гениальный артист Евгений Александрович Евстигнеев говорил: если играешь эпизод, играй одну линию – что ты хочешь рассказать в данный момент. Рассказывать всю жизнь не надо, для этого есть главная роль, в которой имеется развитие, начало, расцвет, финал. В эпизоде ничего этого нет и не надо перегружать такую роль дополнительными смыслами. Надо взять одну задачу и нести ее. Поэтому если я знаю, что у меня маленький эпизод, не читаю весь сценарий. В «Красоте» я играл отца главного героя. В «Овечке Долли» я играю дедушку. Я уже играю такие роли – отцов, дедов.

«Все-таки я давил авторитетом на сына»

– А в жизни я не дедушка, к сожалению. У меня сын – Василий, но он никак не выберет себе невесту, все гуляет. Я на него не давлю, ну нет, так нет, что ж делать?! Его личное дело.

Первое образование у сына юридическое, потом он закончил режиссерский факультет ВГИКа. Его диплом был – одна из серий «Сыщиков», я даже помню, как она называлась – «Кильки в томате», кажется. Я не вмешивался в его работу, он сам все делал. На всем сериале сын был вторым режиссером. С массовкой он работал замечательно. Я не слышал от него ни одного крика, которые всегда слышишь от вторых режиссеров, потому что немыслимо управлять 50 человеками.

А потом замечательный человек Сергей Федорович Кучков, царствие ему небесное, предложил мне сценарий фильма «Саперы». У Сергея Федоровича была своя киностудия, он намеревался на ее базе снимать фильмы о Великой Отечественной войне, восстановил несколько «студебеккеров», нашел где-то чертежи маленьких немецких джипчиков, и на основе «Запорожцев» по его заказу были сделаны эти джипы, заказал всю форму советских и немецких войск, вплоть до подсумков, ботинок, портянок. И вот он предложил мне снять фильм. Я говорю:

– У меня спектакли, давай мы вместе с сыном это снимем. Когда я буду уезжать, будет работать Вася.

Он согласился. Мы за месяц примерно сняли картину «Саперы». О качестве я не буду говорить – не мне судить. Звезд с неба мы не хватали, но, на мой взгляд, получилась крепкая, профессиональная работа. Конечно, ничего нового в кинематографе мы не открыли, тягаться с Тарковским незачем, да и не надо, все равно не переплюнешь, во всяком случае, я про себя говорю. Вася сам монтировал «Саперов», и монтаж очень понравился Сергею Федоровичу.

В этой работе, очевидно, все-таки я давил авторитетом на сына. Если б это был мой ровесник, коллега, не мой родственник, то, конечно, может быть, было бы все по-другому, может быть, мне было бы тяжелее и ему тяжелее. А так мы сразу нашли общий язык.

Но тем не менее, его первая профессия – юрист – возобладала над ним, и сейчас он в основном занимается моими делами. Он мой агент.

О жене и романах

– У нас в семье каждый занимается своим делом. Жена (Татьяна Бронзова – актриса, до 2001 г. была заведующей труппой МХАТа) у меня писательницей стала. Я женился на артистке, а живу с писательницей. Сейчас она пишет пятый роман. Каждая из книг – с детективной историей, поэтому читается интересно. Первые ее роман – «Венера в русских мехах». У Мазоха есть «Венера в мехах», он исследовал издевательства над телом, над организмом человека. А «Венера в русских мехах» – об издевательствах государства над человеком.

Второй роман – «По дороге за мечтой» – современная история молодых людей, которые едут с Дальнего Востока покорять Москву. Третий – «Матильда» о балерине Матильде Кшесинской. Он состоял из двух частей: первая называлась «Матильда», а вторая – «Леночка». Книга получилась довольно толстой и нам посоветовали разделить ее на две разные книги. В «Матильде» затронута вся царская семья. Там была фраза: «Великий князь Андрей…», я говорю: «Тань, а кто это?» Мы ж никого не знаем, мы же учили историю КПСС, а не историю России. Без ложной скромности скажу, что это я жене посоветовал делать в романе подробные сноски о царское семье.

А над названием второй книгой, которая первоначально называлась «Леночка», мы долго думали. В ней история о том, как в 1958 году Большой театр впервые выезжает на гастроли в Париж. Одна из балерин остается во Франции и женщина-осведомитель, которая была приставлена к ней, остается тоже. В итоге книгу мы назвали «Фуэте для полковника». «Матильда», кстати, сейчас будет переиздаваться. Мы с Татьяной специально ездили в Париж, чтобы посмотреть дом Матильды Кшесинской. Она жила на приватной улице. Мы наняли русскоговорящего гида, который исследовал первую волну эмиграции. Когда Татьяна сказала, что хочет посетить виллу Матильды, он ответил: «Я уже 11 лет работаю гидом, вожу людей по этой улице, но ни разу не смог подойти к ее вилле, потому что ворота закрыты». Тем не менее, он проводил нас до ее дома. Мы подошли к воротам, и вдруг из подъезда выходит женщина с собакой, гид что-то говорит ей по-французски и нам: «Идемте! Нас пустили!» Это, я считаю, награда Татьяне, за то, что она писала о Кшесинской.

А сейчас она работает над замечательной, на мой взгляд, темой про Ольгу Чехову. Но ведь женщин с таким именем было две: одна Ольга Леонардовна Книпер-Чехова, а вторая – Ольга Константиновна Чехова, любимая актриса Гитлера. И опять у жены получается две книги. Потому что она пишет-пишет, пишет-пишет, я спрашиваю: «Сколько лет твоей Оле? – Пока три года. – Как? Ты уже написала смотри сколько страниц! – Но пока три года».

Первая часть будет называться «Тетя», она об Ольге Леонардовне Книпер-Чеховой. А если говорить о ней, то надо писать всю историю и о Чехове не только как литераторе, но и как драматурге, а значит, всю историю Художественного театра надо поднимать. Так что это очень сложная работа.

На то ты и артист

Борис Щербаков, «Овечка Долли»
«Волшебник Изумрудного города»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Никто не заменит тебя»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Обменяйтесь кольцами»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Разрешите тебя поцеловать… на свадьбе»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Приехали на конкурс повара»
Фото: кадр из фильма
Борис Щербаков
«Чехов и Ко»
Фото: кадр из фильма

– Без ложной скромности скажу: я люблю все свои роли. Я никогда не отказывался от работы, ну если уж совсем меня прижимало, что времени нет, и я понимал, что могу подвести людей, тогда отказывался. Когда у меня в 1980-м году появилась первая машина – «копейка», я в один день умудрился сняться в трех картинах! Все они снимались в Москве, тогда пробок не было, улицы были пустые.

Я люблю свою работу. Многие артисты жалуются, что сейчас нет подходящих сценариев, интересных предложений, поэтому они отказываются от приглашений сняться. Меня же не смущают современные сценарии. Я не понимаю, что их смущает. Если ты отказываешься от роли, ты расписываешься в собственной профнепригодности. Что значит сказать: «Я не буду, это не мое»? Что значит «не твое»? Ты что, не артист, что ли?! Даже Станиславский говорил: «Сделай это своим». На то ты и артист.

О кризисе

– Пока мне не пришлось от чего-то отказываться. Не знаю, что дальше будет. Спектакли я как играл, так и играю. Съемок, конечно, стало меньше, предложений меньше. Обычно в это время – январь – конец февраля – уже начинаются предложения о съемках на лето, на осень. Сейчас ни одного нет. Вот, наверное, в этом плане кризис коснулся. Но, слава Богу, есть спектакли.

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Сергей Ланг
Парапсихолог
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.