Дэмиен Херст: ад современного искусства

Он один из самых дорогих художников современности. А стал он им благодаря… смерти и нахальству. СтарХит выяснил, почему британца Дэмиена Херста, которому в июне исполнилось 45 лет, называют гением художественного рынка.

«Череп являет собой торжество жизни», - объяснил Дэмиен Херст свою страсть к изображению человеческих черепов и смерти.
«Череп являет собой торжество жизни», - объяснил Дэмиен Херст свою страсть к изображению человеческих черепов и смерти.

Весной в Монако открылась ретроспектива творчества Херста. В Музей океанографии маленького княжества привезли 60 экспонатов – дорогих и ужасных. «Если что-то выставлено в галерее – это искусство!» – считает Дэмиен Херст. Его работы вызывают восторг и отвращение, а коллекционеры выкладывают за них миллионы долларов. Как ему удается продавать расчлененных животных, закатанных в формальдегид, да еще за баснословные суммы?

Состязание идей

Дэмиан Херст, окончив школу, поступил в колледж в родном Лидсе. А после него – в Лондонский университет современного искусства Голдсмит. Правда, в первый год Дэмиен провалился, но со второй попытки все-таки стал студентом. Позже он признается: «В школе я рисовал так себе, но всегда хотел быть лучшим. Я должен был двигаться вперед по-другому. Речь идет не о способностях, а об убеждении». В 1988 году Херст организовал выставку молодых художников под названием Freeze – «Леденящий». Посмотреть на творчество юных дарований зашел коллекционер и промоутер Чарльз Саатчи. Во многом благодаря этому знакомству дела Дэмьена пошли в гору. Саатчи подсказал начинающему художнику, что современное искусство – это состязание идей. Дэмиен быстро понял: придумывать и воплощать объекты искусства, непонятные, страшные и потому притягательные даже для искушенных коллекционеров, гораздо веселее и выгоднее, чем просто рисовать. И чем провокационнее будут произведения, тем дороже. В 1992 году он выставил свою первую знаковую работу «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» – чучело акулы в формальдегиде. Саатчи купит работу за $90 000, а позже продаст уже за $12 млн.

Другие интересные материалы об искусстве

  • Новое искусство предпочитает промзоны. Совсем недавно в стране возник бум на освоение новых арт-пространств. Поддержав мировую тенденцию, российские галеристы стали создавать центры современного искусства на немыслимых территориях: в промзонах, ангарах бывших фабрик, депо и прочих странных местах.
  • Глаза женщин: уличный арт фотографа JR. Французский фотограф JR считает, что на планете полно мест, за которыми должна присматривать какая-нибудь надежная женщина. Поэтому он фотографирует женщин и наклеивает огромные фотографии их глаз на стены городов. Ему 25 лет, и это все, что мы про него знаем, – портить улицы незаконно, поэтому JR скрывается от полиции.
  • Энди Уорхол: создатель и продюсер «икон». Культурный феномен ХХ века, один из отцов поп-арта Энди Уорхол не нуждается в особом представлении. Он создал искусство для общества потребления и популяризировал звезд 60-80-х.