"Записки русского путешественника"

Театр: Школа современной пьесыАвтор: Е. ГришковецРежиссер: Иосиф РайхельгаузАртисты: Иосиф Райхельгауз, Альберт Филозов, Василий Бочкарев, Екатерина Директоренко, Татьяна Циренина, Марианна ДырзуДаты: 04.09 вт 19:00

Два человека едут в поезде, убивая время за разговорами. Что может быть привычнее и обыденнее? Впрочем, иногда именно в таких беседах люди невольно раскрывают душу случайному собеседнику. Изначально жанр спектакля определялся как репетиция, а в программке значилось – "наброски к пьесе". Но и сегодня, когда постановка много лет стабильно существует в репертуаре театра, главным ее качеством остается импровизационность. Ведь именно этой кажущейся сиюминутностью размышлений, воспоминаний, ассоциаций и покорил публику Евгений Гришковец с первого своего появления на столичной сцене. Он рассказывал, казалось бы, о самых простых вещах, но каждый сидящий в зале ощущал радость узнавания чего-то удивительно знакомого и понятного лично ему. Однако дело в том, что этот сугубо индивидуальный авторский стиль очень трудно повторить и перенять.

Актеры Василий Бочкарев и Альберт Филозов улавливают главное – абсолютную естественность интонации и ощущение сиюминутного рождения мысли. В итоге порой действительно невозможно понять: то ли исполнители играют роли, то ли просто спорят о чем-то своем. Между тем, существуя, разумеется, в рамках заданной темы, они обсуждают истории, на первый взгляд, простые и будничные, которые наверняка случались в дороге с каждым вторым. Возможно, поэтому зрители порой так непринужденно включаются в разговор. У кого-то украли деньги в туалете, а кого-то обманули, поймав на ловких фокусах. Кто-то любит отдых за рубежом, а кто-то предпочитает "родные" Сочи. В ком-то стук колес пробуждает память о детстве – об оловянных солдатиках и фарфоровых балеринах, а кому-то милее традиционная курица, помидоры и соль в коробочке. Кто-то на отдыхе запомнит красоты природы, а кто-то столовку с мухами. Ведь все дело в том, как взглянуть на ту или иную ситуацию – пессимистически мрачно или оптимистически весело, озлобленно агрессивно или доброжелательно спокойно, равнодушно прозаично или восторженно романтично. А прежде всего стоит посмотреть друг на друга, что и пытаются сделать герои спектакля после всех споров и обид. Посмотреть и удивиться тому, что, несмотря на массу различий во вкусах, взглядах и характерах, у нас все же так много общего.

Режиссер И. Райхельгауз. Художник М. Ха­зова.