Интересные истории из жизни сериалов

Опять с утра до ночи пялишься в свой дурацкий компьютер! Пошел бы лучше посмотрел телевизор! Пусть новости скучны, звезд никак не прогонят со льда, а Якубович продолжает заниматься столоверчением, но ведь в волшебном ящике есть еще и сериалы! Позволь нам помочь тебе разобраться во всей их запутанной многосерийной подноготной, а потом уже щелкай пультом.

Подрывная деятельность, направленная на то, чтобы ты приходил на работу с головой квадратной, как телевизор, началась еще в середине 80-х. Сериалы снимались и до этого, но именно в те не такие уж далекие времена появившиеся кабельные каналы оказались заинтересованы в производстве фильмов, предназначенных для более-менее однородных групп подписчиков. Расслоение аудитории дало нынешний неисчерпаемый выбор сериалов, среди которых даже ты легко найдешь что-то по своему тонкому невзыскательному вкусу.

А тут еще широкая общественность получила в свои руки видеомагнитофоны. Этот агрегат, поставленный на запись, пока хозяин, например, сидел в тюрьме, помогал не пропускать свежие серии. Вроде бы ерунда, но это развязало руки создателям сериалов. Если раньше история с завязкой и развязкой обычно длилась ровно серию, то теперь сюжет можно было запутывать до бесконечности, не беспокоясь, что, пропустив один из выпусков, зритель не поймет, что происходит в следующем. В результате от сериалов стало все труднее оторваться, потому что разгадка таилась в еще не показанных сериях.

Возможно, все шло бы ни шатко ни валко, но тут вдобавок подоспела IT-эра. Она позволила выкладывать в Интернет очередную серию уже через несколько минут после ее премьеры, пиринговые сети облегчили доступ к этому богатству, а целые сезоны стали умещаться на одном DVD.

Пришедшийся на начало нулевых кризис на телевидении (главным образом на американском, хотя барнаульского телеканала «Губернский дециметровый» он тоже коснулся) разрешился тем, что спасать ТВ пришли люди с голливудской закалкой, влившие свежую кровь и идеи в сериалы. В итоге они стали еще больше походить на кинофильмы, чем даже многие кинофильмы. В общем, как видишь, твое нынешнее увлечение сериалами было предрешено объективными причинами, а не использованием добавки Е-472 в пиве.

Происхождение видов

В конце 40-х первые беспозвоночные программы вылезли из вод радио на берег телевидения. Ранние телесериалы в основном были адаптациями популярных радиопостановок. Как и на радио, для удобства маркетинга телепостановки сразу четко поделили на две группы: комедии и драмы. К началу 60-х эти два формата приобрели характерные черты, которые в целом сохранились до сих пор. Получасовая (22 мин + реклама) ситуационная комедия зовется ситкомом, а все остальные часовые (44 мин + реклама) постановки – драмами. Этим высоким словом пользуются даже для обозначения телефильмов, в которых персонажи воюют с расой роботов-вампиров.

Два формата, рожденные в США, были взяты на вооружение остальным миром. Различия заключаются в основном в продолжительности серий и их количестве в сезоне (например, в японском обычно 13 серий, в британском – 6–8, в американском – 22)*. «Мыльные оперы», вышедшие из драм, настолько далеко ушли от них, что постепенно стали отдельным жанром, который порой и вовсе не причисляется к сериалам. Особые приметы «мыла»: создание сценария по ходу съемок, ежедневный дневной эфир, неспешный темп повествования и бесконечность (например, в мыльной опере «Путеводный свет» более 15 000 серий. На ее фоне «Санта-Барбара» с жалкими 2000 серий смотрится короткометражкой.)

*Примечание Phacochoerus'a Фунтика:

«Есть различия и потоньше! Даже людям с полным отсутствием художественного слуха (из таких будто специально укомплектована редакция) должно быть понятно, что, например, британские сериалы, снятые для лишенных рекламы каналов BBC и BBC-2, не имеют жесткой структуры американских телесаг. Коммерческие интересы требуют резкого поворота сюжета перед каждым запланированным уходом в рекламный блок, чтобы удержать зрителей от переключения на другой канал. Впрочем, разницу на уровне драматургии в этой редакции, видимо, могу заметить только я».