Голливуд на пороге "сценарного" кризиса?

Американские киностудии и телесети откладывают в долгий ящик сценарии одних проектов, подгоняют производство других и в напряжении ожидают конца месяца.

Боятся они, кроме всего прочего, что повторится ситуация 1988 года. Тогда 22 недели бастовали сценаристы, что обошлось индустрии в 500 млн. долларов. Кроме того, пришлось существенно отложить начало нового телесезона.

Для того чтобы сразу понять, о чем ниже пойдет речь достаточно вспомнить недавнюю историю с Джимом Кэрри. Он, конечно, не сценарист, но общие тенденции выразил вполне.

Актер безмерно оскандалился, когда согласился, чтобы студия выплатила ему за роль в "Yes Man" (2009) не его привычные 20 млн. гонорара, а 36,2% от чистого дохода, который останется, когда окупятся все издержки на производство, продвижение и дистрибуцию картины.

Контракт Кэрри сразу же окрестили "худшей сделкой в истории". Осудили его и за нарушение корпоративной этики и за глупость: дескать, все прекрасно осведомлены, что к бухгалтерии на студиях подходят творчески и что никто не знает реальных доходов от фильмов.

В Голливуде конфликт интересов, в котором Кэрри оказался штрейкбрехером, назревает давно. В противоположных углах ринга оказались киностудии и Гильдия сценаристов Америки. Причина недавнего беспокойства: предложение студий пересмотреть порядок начисления авторских гонораров сценаристам.

Час "Икс" настанет для обеих сторон 31 октября этого года, когда истечет трехгодичный срок действия контрактов 12 тысяч членов Гильдии.

Как повелось в Голливуде с 50-х годов: сценаристы теле- и кинофильмов получают, помимо основного гонорара, еще и выплаты с каждого повторного исполнения произведения, будь то показ по телевизору или выпуск DVD.

Теперь же студии предложили реформировать годами сохранявшийся порядок: не начислять сценаристам эти самые авторские гонорары с повторных показов до тех пор, пока не окупятся все расходы на производство, продвижение и распространение продукта. Грубо говоря, студии предложили начислять авторам процент с чистой прибыли.

На это сценаристы возмутились и сказали, что не доверяют расчетной системе Голливуда, и что студии станут сознательно занижать свои доходы с фильмов, чтобы процентные выплаты были меньше, лишая тем самым авторов значительного куска от их законного хлеба с маслом. Гильдия сценаристов Америки назвала предложение студий попыткой покуситься на основной источник доходов ее членов.

Студии объявили, что отзывают свое предложение, но, садясь за стол переговоров, добавили, что надеются добиться решительного прорыва в затягивающихся попытках обеих сторон придти к консенсусу.

"Мы отозвали предложение, чтобы не тормозить всю индустрию и чтобы преодолеть основную причину, из-за которой Гильдия не желает вести переговоры", — сказал агентству Reuters Ник Каунтер, глава Альянса кино- и телепродюсеров. Правда, он также объявил, что они не намерены увеличивать размеры авторских выплат.

Сказал он это не случайно. Предложение пересмотреть порядок выплаты гонораров был далеко не единственных камнем преткновения. Гильдия также требует поднять выплаты сценаристам за выпуск DVD. Отдельным пунктом прописана необходимость более значительных компенсаций для авторов, чьи работы получают распространение в сети.

"Все оставшиеся несостыковки делают контракт не слишком приемлемым для авторов", — прозвучало в официальном заявлении Гильдии, что, в связи с грядущим истечением срока контрактов, звучит почти угрожающе.

В данный же момент все сообщения о новых проектах киностудий пестрят ремарками о том, что продюсеры собираются "призвать для работы иностранных сценаристов" или "не торопятся запускать фильм до тех пор пока...".