История игрушки как объекта искусства

Что было и что происходит с игрушкой как материалом современного искусства и как меняется самосознание «играющего» художника – главные вопросы масштабной выставки «Не игрушки!?», подготовленной Третьяковской галереей к Третьей московской биеннале.

Алексей Кострома, «Мы не лучше их, мы такие же, как они». Фрагмент инсталляции. 1993 г.
Алексей Кострома, «Мы не лучше их, мы такие же, как они». Фрагмент инсталляции. 1993 г.

Куклы, плюшевые звери, солдатики, игровые автоматы – с эпохи дада и сюрреализма игрушка становится одним из самых доступных и одновременно опасных материалов современного искусства, способным обрушить любые культурные иерархии. На протяжении ХХ века художники неизменно обращались к игрушкам в стремлении выйти за пределы установленных границ серьезного «взрослого» искусства, потерявшего свою игровую природу.

Сергей Волков, «Полтергейст». Часть инсталляции. 1990 г.
Сергей Волков, «Полтергейст». Часть инсталляции. 1990 г.
Группа ПМП (Пригов Family): Дмитрий Александрович Пригов, Наталья Мали, Андрей Пригов. Из фотографической серии «Манипулятивное внедрение в зону ментальных отложений». 2007 г.
Группа ПМП (Пригов Family): Дмитрий Александрович Пригов, Наталья Мали, Андрей Пригов. Из фотографической серии «Манипулятивное внедрение в зону ментальных отложений». 2007 г.

Психологи отмечают, что сегодня мир склонен к инфантильной регрессии – возврату к детскому состоянию, именно поэтому современные художники все чаще в искусстве обращаются к игрушкам.