Константин Райкин: «Спектакли смотрю громко: стону, рыдаю, кричу»

Во время фестиваля «Пространство режиссуры» в Перми руководитель театра «Сатирикон» встретился со студентами института культуры и молодыми актерами местных театров. Мэтр рассказал о своих учениках и о том, насколько он требователен к актерам. Объяснил, что значит для него театр и каким должен быть настоящий артист.

— Для меня разговоры о театре, о профессии – это разговоры о жизни, – начал разговор Константин Райкин. — Эта профессия для меня связана с понятием служения, а не просто службы. Когда имею дело со студентами, я пытаюсь обратить их в эту веру. Чтобы они не просто были профессионалами, а воспринимали театр и актерскую профессию как способ жизни. Для меня самого это так. Меня так учили в моей театрально-актерской семье. Папа (Аркадий Райкин, – прим. ред.) так существовал – этому я был свидетель.

Искушения

— Жизнь полна искушений. Она материальная, циничная. И время такое: очень материальное, с побеждающим цинизмом. А наша актерская профессия подвергается всяческим искушениям, начиная с первых шагов. Первокурсников караулят представители кинопроизводства, которые хватают и дуют им в уши: «Ты такой гениальный». Взаимное заблуждение: студентам кажется, что они поступили к самому лучшему на свете педагогу, а педагогу кажется, что набрали самых лучших на свете студентов. Но как только такого «очарованного странника» на углу ловит какой-нибудь продюсер, второй режиссер, и называет ему небольшую сумму в долларах, которая провинциалу кажется не просто большой, а гигантской, то его «очарованности» как-то уступают этим арифметикам. Это все понятно: есть материальные потребности, трудно удержаться. А в кино нет времени чему-то научаться, искать. Используется то, что ты уже умеешь.

«Темные» абитуриенты

— Ребята приходят из разных мест страны. Темные – не знают ничего. Раньше тоже не знали, но не так. Сейчас не то что только слезли с дерева… Не слезли! Думаешь: «Ну, это-то они точно знают». Но и этого не знают! А чувством «я хочу выступать» беременны. Вот они приходят, и очень важно заразить их, чтобы они осознали это неосознанное желание быть артистом. Поэтому на первом курсе они каждую неделю пишут у меня сочинение «Мои самые сильные впечатления за неделю». Москва – это театральная Мекка, там масса всего интересного идет. Очень разного! Надо смотреть, обсуждать, быть в курсе дела.

Константин Райкин
Зачем записывать мысли, если можно снять видео?
Фото: Павел Филимонов

Санитарная зона

— Я люблю стабильных артистов. Бывает, говорят: «У него сегодня настроение такое, поэтому он хуже играет». Да не должно быть такого. Не имеет значения, какое у тебя настроение. Есть некая «санитарная зона» перед спектаклем (час), которая должна отделить тебя от твоих житейских дел. Будь любезен, настройся на спектакль, соберись, отрешись от всего, что тебе мешает. У меня умерла мама на руках, я в этот день играл спектакль. Никакого подвига в этом не вижу. Это совершенно нормально. Одно к другому не имеет никакого отношения. Так должен делать каждый артист.

Константин Райкин: про Пермь, Курентзиса и девочку Аню
Подробнее