Культовые картины, которые на самом деле никому не понятны

Woman's Day выбрал известные шедевры, сюжет которых их автор оставил открытым или не совсем завершенным и понятным. Но тем и интереснее читать мнения критиков...

Михаил Врубель. «Сирень», 1900 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В работе Михаила Александровича Врубеля «Сирень» на первый взгляд все предельно ясно: сумерки, куст сирени, девушка с длинными темными волосами. Но не все так просто. Под образом девушки, по мнению некоторых критиков, художник изобразил душу сирени, или нимфу Сирингу. Дело в том, что слово «сирень» (также по одной из версий) стало производным от имени нимфы Сиринги, в которую, по древнегреческому эпосу, влюбился бог дикой природы Пан. Решив овладеть ею, он начал ее пресследовать, и она, спасаясь, превратилась в куст тростника.

Эдвард Мунк. «Крик», 1893 год

Национальная галерея, Осло.

На картине норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» (изначальное название – «Крик природы») изображен силуэт кричащего от ужаса человека на фоне кроваво-красного неба. Ужасающий сюжет работы имеет несколько трактовок: человек кричит от ужаса непредсказуемости стихии; художник изобразил свое состояние во время маниакально-депрессивного синдрома; это картина-предсказание ужаса человечества перед событиями XX веке. Какая из версий правильна, каждый решает для себя сам.

Паулина Андреева: невеста Бондарчука на закрытии «Кинотавра»
Подробнее

Пьеро ди Козимо «Сатир, оплакивающий нимфу», ок. 1510 года

Национальная галерея, Лондон.

В основе сюжета картины Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды» (или «Сатир, оплакивающий нимфу») лежит финальная сцена легенды, описанной Публием Овидием Назоном в «Метаморфозах»: главный герой Кефал смертельно ранил жену Прокриду, приняв ее за зверя, когда она, уличив его в измене, пыталась за ним следить. Однако на полотне мы видим, что у Прокриды множество ранений и явные следы борьбы. Сейчас критики сомневаются, на чем основывается тема работы итальянского маэстро и что он хотел изобразить на самом деле. Есть вероятность, что мастер просто по-своему интерпретировал сюжет поэмы, а может, и вовсе описывал совершенно другое произведение.

Какое древнерусское имя вам подходит?

Тивадар Костка Чонтвари «Старый рыбак», 1902 год

Если в центр картины венгерского художника-самоучки Тивадара Костка Чонтвари «Старый рыбак» приложить зеркало, можно увидеть сразу двух рыбаков. Причем совершенно разных: один - добрый, другой - пугающий. Некоторые кртитики предполагают, что этим живописец хотел показать наш мир, состоящий из контрастов добра и зла, света и тьмы; или природу человека, в которой умещаются две противоположности, побеждает та, котрорую вы в себе вращиваете. А есть и скептики, уверяющие, что художник ничего не знал о зеркальном отражении своей работы.

Иван Крамской «Неизвестная», 1883 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Неизвестная» - одна из самых ярких и в тоже время загадочных работ Ивана Николаевича Крамского. Дело в том, что при жизни художник не оставил описание к своей картине, и теперь искусствоведы спорят, кого изобразил автор. Есть версия, что прототипом «Неизвестной» стал образ главной героини романа (одни говорят, что это Анна Каренина из произведения Льва Толстого, другие уверены в сходстве с Настасьей Филипповной из «Идиота» Федора Достоевского).

«Венера» и еще 7 шедевров, которые пытались уничтожить
Подробнее

Также существует мнение, что Крамской изобразил реальную женщину. Одни уверены, что «Неизвестной» является крестьянка Матрена Саввишна, которая вышла замуж за дворянина Бестужева и поразила Крамского своей красотой; другие думают, что это портрет супруги императора Александра II Екатерины Михайловны Юрьевской; а историк Игорь Оболенский в книге «Судьба красоты. Истории грузинских жен» находит в героини возлюбленную императора Александра І грузинскую княжну Варвару Туркестанишвили.

Некоторые искусствоведы считают, что на полотне изображен собирательный образ русской женщины, выдуманный Крамским. Правда, в одних источниках героиню картины описывают, как женственную и духовную, в других - нравственно разоблачительную (о чем свидетельствуют ее высокомерный взгляд и накрашенные губы). Так, известный критик В. Стасов называл картину «Кокотка в коляске».

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1898 год

Музей изящных искусств, Бостон.

Картина с философским смыслом наполнена символами, которые на 100% понятны только самому автору. Мы приводим пример наиболее распространенной и краткой трактовки, которую следуют читать справа налево: ребенок символизирует зарождение человеческой жизни, черная собака - предстоящие опасности, которые необходимо пройти; три женщины - первые стадии существования души на земле, когда ее не волнуют житейские вопросы; мужчины в центре - вторая стадия существования, наполненная поисками смысла жизни и падениями.

Далее Гоген зеркально показывает жизнь людей, выбравших разный путь: наверху женщина в черном, молящаяся у источника, - высшая стадия жизни человека, к которой он может прийти путем скорьбей и смирения; внизу подросток и обнаженная женщина - низшая стадия жизни человека, наполненная исключительно земными удовольствиями и материальными благами.

В левом углу полотна - пожилая женщина, напоминает о неизбежности смерти, белая птица у ее ног - символ бесполезности слов.