Культовые картины, которые на самом деле никому не понятны

Woman's Day выбрал известные шедевры, сюжет которых их автор оставил открытым или не совсем завершенным и понятным. Но тем и интереснее читать мнения критиков...

Михаил Врубель. «Сирень», 1900 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фото: wikipedia.org

В работе Михаила Александровича Врубеля «Сирень» на первый взгляд все предельно ясно: сумерки, куст сирени, девушка с длинными темными волосами. Но не все так просто. Под образом девушки, по мнению некоторых критиков, художник изобразил душу сирени, или нимфу Сирингу. Дело в том, что слово «сирень» (также по одной из версий) стало производным от имени нимфы Сиринги, в которую, по древнегреческому эпосу, влюбился бог дикой природы Пан. Решив овладеть ею, он начал ее пресследовать, и она, спасаясь, превратилась в куст тростника.

Эдвард Мунк. «Крик», 1893 год

Национальная галерея, Осло.

Фото: wikipedia.org

На картине норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» (изначальное название – «Крик природы») изображен силуэт кричащего от ужаса человека на фоне кроваво-красного неба. Ужасающий сюжет работы имеет несколько трактовок: человек кричит от ужаса непредсказуемости стихии; художник изобразил свое состояние во время маниакально-депрессивного синдрома; это картина-предсказание ужаса человечества перед событиями XX веке. Какая из версий правильна, каждый решает для себя сам.

Паулина Андреева: невеста Бондарчука на закрытии «Кинотавра»
  • Подробнее

Пьеро ди Козимо «Сатир, оплакивающий нимфу», ок. 1510 года

Национальная галерея, Лондон.

Фото: wikipedia.org

В основе сюжета картины Пьеро ди Козимо «Смерть Прокриды» (или «Сатир, оплакивающий нимфу») лежит финальная сцена легенды, описанной Публием Овидием Назоном в «Метаморфозах»: главный герой Кефал смертельно ранил жену Прокриду, приняв ее за зверя, когда она, уличив его в измене, пыталась за ним следить. Однако на полотне мы видим, что у Прокриды множество ранений и явные следы борьбы. Сейчас критики сомневаются, на чем основывается тема работы итальянского маэстро и что он хотел изобразить на самом деле. Есть вероятность, что мастер просто по-своему интерпретировал сюжет поэмы, а может, и вовсе описывал совершенно другое произведение.

Какое древнерусское имя вам подходит?
  • Пройден  118157
  • Понравился  1607
  • Пройти тест

Тивадар Костка Чонтвари «Старый рыбак», 1902 год

Фото: wikipedia.org

Если в центр картины венгерского художника-самоучки Тивадара Костка Чонтвари «Старый рыбак» приложить зеркало, можно увидеть сразу двух рыбаков. Причем совершенно разных: один - добрый, другой - пугающий. Некоторые кртитики предполагают, что этим живописец хотел показать наш мир, состоящий из контрастов добра и зла, света и тьмы; или природу человека, в которой умещаются две противоположности, побеждает та, котрорую вы в себе вращиваете. А есть и скептики, уверяющие, что художник ничего не знал о зеркальном отражении своей работы.

Иван Крамской «Неизвестная», 1883 год

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Фото: wikipedia.org

«Неизвестная» - одна из самых ярких и в тоже время загадочных работ Ивана Николаевича Крамского. Дело в том, что при жизни художник не оставил описание к своей картине, и теперь искусствоведы спорят, кого изобразил автор. Есть версия, что прототипом «Неизвестной» стал образ главной героини романа (одни говорят, что это Анна Каренина из произведения Льва Толстого, другие уверены в сходстве с Настасьей Филипповной из «Идиота» Федора Достоевского).

«Венера» и еще 7 шедевров, которые пытались уничтожить
  • Подробнее

Также существует мнение, что Крамской изобразил реальную женщину. Одни уверены, что «Неизвестной» является крестьянка Матрена Саввишна, которая вышла замуж за дворянина Бестужева и поразила Крамского своей красотой; другие думают, что это портрет супруги императора Александра II Екатерины Михайловны Юрьевской; а историк Игорь Оболенский в книге «Судьба красоты. Истории грузинских жен» находит в героини возлюбленную императора Александра І грузинскую княжну Варвару Туркестанишвили.

Некоторые искусствоведы считают, что на полотне изображен собирательный образ русской женщины, выдуманный Крамским. Правда, в одних источниках героиню картины описывают, как женственную и духовную, в других - нравственно разоблачительную (о чем свидетельствуют ее высокомерный взгляд и накрашенные губы). Так, известный критик В. Стасов называл картину «Кокотка в коляске».

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1898 год

Музей изящных искусств, Бостон.

Фото: commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=717355

Картина с философским смыслом наполнена символами, которые на 100% понятны только самому автору. Мы приводим пример наиболее распространенной и краткой трактовки, которую следуют читать справа налево: ребенок символизирует зарождение человеческой жизни, черная собака - предстоящие опасности, которые необходимо пройти; три женщины - первые стадии существования души на земле, когда ее не волнуют житейские вопросы; мужчины в центре - вторая стадия существования, наполненная поисками смысла жизни и падениями.

Далее Гоген зеркально показывает жизнь людей, выбравших разный путь: наверху женщина в черном, молящаяся у источника, - высшая стадия жизни человека, к которой он может прийти путем скорьбей и смирения; внизу подросток и обнаженная женщина - низшая стадия жизни человека, наполненная исключительно земными удовольствиями и материальными благами.

В левом углу полотна - пожилая женщина, напоминает о неизбежности смерти, белая птица у ее ног - символ бесполезности слов.

Комментарии0
Эксперты форума
39 экспертов
Сергей Ланг
Парапсихолог
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Ольга Халикова
Адвокат
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Мехди
Экстрасенс
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Ирина Кузнецова
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.