«Легенда № 17»: настал твой час, Валера

Премьера нового российского фильма «Легенда № 17» прогремела по всей стране. Байопик о советском хоккеисте Валерии Харламове понравился почти всем, его похвалил даже президент Путин. Но нашлись и недовольные. Актер Григорий Скряпкин рассказал WDay.ru, почему ему не понравился фильм.

Легенда №17
Внешнее сходство Валерия Харламова и Даниила Козловского не спасает фильм «Легенда № 17».
Фото: Архивы пресс-служб

Смотреть «Легенду № 17» я шел с оптимизмом, ибо прочитал рецензии своих коллег, в которых они на все лады нахваливали новую работу режиссера Николая Лебедева и студии «Три Тэ». Увиденное повергло меня в шок; фильм оказался ничем не подкрепленной эксплуатацией известного имени и спекуляцией на чувствах граждан. Но уважаемые мною критики в один голос пели дифирамбы «Легенде № 17», да так сладко, что заставили усомниться в себе и сходить в кино еще раз, и… я только укрепился в своем мнении. В сердцах я написал большинству знакомых критиков гневные письма на тему «Ну нельзя же настолько продаваться!», и не один из них мне не ответил. Так что считайте написанное далее гласом вопиющего в пустыне.

В поисках вариантов привлечения внимания зрителей к российскому кино отечественная продюсерская машина добралась до жанра «биографический эпос» (он же «байопик»). Теперь она как под копирку выпускает фильмы о непререкаемых кумирах XX века: «Высоцкий: спасибо, что живой», «Гагарин: первый в космосе» и вот еще «Легенда № 17», картина о жизни великого советского хоккеиста Валерия Харламова.

Скажу сразу, никакой это не байопик; происходящее на экране совсем не соответствует биографии Харламова, найти которую можно хоть в «Википедии». И к какому же жанру тогда отнести «Легенду № 17»? Ради чего факты из биографии хоккеиста были перетасованы в произвольном порядке? Ответ прост и не очень приятен: ради того, чтобы потрафить зрителю, сделать сюжет напряженным и более смотрибельным. К сожалению, добиться этого не удалось. Расставь сцены так, как это сделано в фильме, или в любом другом порядке – разницы не будет. Почему? Потому что в этих сценах ничего не происходит, история не получает развития. Попробуйте мысленно передвинуть сцену с быками из начала в середину фильма – и ничего не изменится. Кстати, к чему она вообще нужна? Режиссер сравнил канадцев с разъяренными быками? А кого он сравнил со спасенным щенком? Или, может, он имел в виду, что Харламов в одиночку спас СССР, как щенка? Попахивает графоманством...

Но вернемся к вопросу о том, к какому жанру стоит отнести фильм «Легенда № 17». Неудавшийся байопик вполне мог бы быть духоподъемной спортивной драмой, сюжет которой развивается под девизом «Несмотря ни на что, мы смогли!». Яркими примерами спортивных драм являются «Могучие утята», «Их собственная лига», «Чудо». Герои этих фильмов обычно добиваются успеха сообща и вопреки. Но что же происходит в «Легенде № 17»? Харламов сразу уникум, он талантливо играет за одну команду, потом не менее талантливо за другую. Ну, покошмарил его деспот-тренер, но в сборную же все равно взял; ну, убрали одного талантливого тренера, тут же поставили второго, тоже талантливого; власть Харламову помогала, в семье его поддерживали... Судя по фильму, все в жизни Харламова шло по накатанной, без происшествий, дежурно. И счет матча с канадцами стал нормальным результатом такой вот нормальной жизни. А духоподъемной спортивной драмы из «Легенды № 17» не вышло.

Отдельно хочется отметить актеров. Проработанных персонажей в фильме всего два: Валерий Харламов и легендарный тренер Тарасов. Хотя  последнего можно назвать проработанным только с натяжкой: кроме того, что тренер Тарасов тренирует и иногда чертит палочкой во дворе, про него ничего не известно. Впрочем, не будем отпускать критических комментариев в адрес народного артиста Меншикова. Олег Евгеньевич сейчас занимается благородным делом, поднимает театр М.Н. Ермоловой, пытается вернуть ему былую популярность. Поэтому тут мы промолчим.

Обратим внимание на главного героя. Воплотить роль Харламова доверили одному из самых талантливых молодых артистов Даниилу Козловскому, которого оценили аж в Голливуде и пригласили на главную роль в новой франшизе про вампиров. Но хороший артист в дежурной истории смог лишь дежурно отработать свой гонорар. И даже если сравнить прототип и персонаж Козловского и заметить их сходство, персонажа это не спасет. Настоящий Харламов, простой, открытый, человечный мужик, в интерпретации Даниила Козловского и режиссера Лебедева превратился в звезду южнокорейских боевиков с пуленепробиваемой челкой или даже в титульного бойца файтинга типа Tekken. Кстати, коллеги Козловского в игре в хоккеистов не далеко ушли. Верить их персонажам трудно, а «канадцам» с париками и накладными бакенбардами так вообще невозможно. И отсюда вытекает очередной вопрос: почему российские хоккеисты выглядят как кинозвезды, а не наоборот?

Посмотрите, например, на Илью Ковальчука, он же вылитый актер. Героический профиль, сексуальная небритость, целеустремленный взгляд – все на месте. Или вот Александр Радулов, харизматичный злодей: обаятельный, опасный, сильный. Разрушать, похищать, вымогать – вот основные задачи амплуа Александра, все будет сделано уверенно, с чувством собственного достоинства и без капли сомнения. Так пусть отечественные кинодеятели радуют нас так же часто, как российские хоккеисты!