Литература и Интернет: ближе к читателю

Интерактивность — слово не менее модное, чем «постмодернизм», поэтому кажется, что и придумано оно совсем недавно, с постмодернизмом заодно. Однако в случае с интерактивной литературой все, как водится, придумали еще до нас, считает Ани Лахвари.

Нельзя сказать, чтобы раньше авторы читателя и вовсе в грош не ставили. Но отношения между ними были, мягко говоря, сложноподчиненными. Если вспомнить школьную программу, а еще точнее – Пушкина, то на ум cразу приходит «Поэт и толпа» и что-то не очень приятное про тупую чернь.

Впрочем, во времена Пушкина самого Пушкина мало кто читал. Подавляющее большинство населения, того самого народа, было не сильно грамотным, а те, кто и могли сложить вместе аз и буки, читали какого-нибудь Димитрия Ростовского или другого какого вдохновенного старца, от которого и не надеялись получить что-то большее, чем наставление на путь истинный. Покупать книги, а не лубки могли позволить себе люди обеспеченные, а, значит, более-менее образованные. Количество их было, конечно же, не так велико, вот и работали писатели на примерно однородную целевую аудиторию, наполовину состоявшую к тому же из литературных критиков, и в особом интерактиве, то есть прямом и непосредственном общении с читателем, большой потребности не возникало.

Средний – значит лучший

Все изменилось, конечно же, с развитием книжного рынка и читательского самосознания. Например, в 1855 году в Англии отменили «печатный налог», До того с каждого листка, на котором было что-либо напечатано, будь то хоть книга, хоть рекламное объявление, взималась плата, хоть и небольшая, но существенная, если печатник желал напечатать, скажем, толстый роман. Книги и журналы хлынули потоком — в руки читателей среднего класса, на которых и делали ставку книгопечатники. В России, правда, приманивание читателя заключалось пока только в том, что книжные лавки старались располагать там, где, собственно и водился этот средний класс – рядом с рынками и недорогими, но приличными питейными заведениями, а вот в Британии читатели вовсю освоили такой способ интерактива как «письма в редакцию» и умело этим пользовались.

Дорогая редакция

Все самые толстые и известные английские романы того времени не сразу были такими толстыми, а выпускались по частям — в журналах и газетах. Такая сериальность подогревала интерес читателя и заставляла его с нетерпением ждать следующего выпуска, а в промежутках между — писать письма и высказываться по поводу прочитанного, особенно если прочитанное зацепило. Так, Чарлзу Диккенсу пришлось уступить настойчивым просьбам читателей и тоннам почтовой бумаги, оккупировавшей его почтовый ящик, и изменить финал романа «Большие надежды», добавив туда встречу двух главных героев, Пипа и Эстеллы, которым изначально не суждено было встретиться. Таким же образом стараниями многочисленных читателей воскрес и знаменитый сыщик Шерлок Холмс, которого Конан Дойл «убил», решив наконец заняться серьезной, по его мнению, литературой.

Унибук — это по-русски

От написания детективов легко перейти к придумыванию компьютерных игр, что и доказал Борис Акунин, выпустив в свет своеобразный продукт под названием «Квест», сочетающий в себе элементы традиционного романа и компьютерной игры — так называемый «унибук». В эту книгу действительно можно играть, можно ее читать, а можно и рыбу заворачивать. По замыслу писателя сначала читатель мог ознакомиться с началом романа, которое было выложено в свободный доступ в Интернете и снабжено гиперссылками, картинками и прочей атрибутикой электронного текста. Этот текст считается нулевым уровнем квеста, в конце которого читатель должен сам подобрать себе команду героев, вместе с которой он будет продолжать чтение-игру, и при правильном ответе перейти на следующий уровень. Впрочем, перейти на следующий уровень можно и купив квест на бумажных носителях, однако в книге нет «особого уровня доступа», который есть в электронной версии романа, а в Интернете, соответственно, не выложен «роман в романе», который можно прочесть, только купив книгу.

Вдобавок ко всему этому планируется выпуск и полноценной компьютерной игры, чтобы потенциальный читатель мог действительно сам творить себе литературу.

Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Мехди
Экстрасенс
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.