Литература и Интернет: ближе к читателю

Игра начинается

Кстати, именно авторы детективных романов стали первыми видеть в читателе не только потенциального потребителя разумного, доброго, вечного, но и человека, с которым можно поиграть. Жанр детектива, с его квестообразным сюжетом (напоминающим современные компьютерные игры-приключения): пойди туда, поговори с подозреваемым и собери все улики — как нельзя лучше этому способствовал. В 1928 году популярный в то время автор детективов американец Ван Дайн даже сформулировал 20 правил настоящего детективного романа. Правило номер 15 касалось как раз участия читателя в разгадке детективной истории. Детективщик ни в коем случае не должен был водить читателя за нос, вытаскивая убийцу, как кролика из шляпы. Более того, читателю и сыщику в романе должен был быть предоставлен одинаковый набор подсказок, улик и ключей. Никаких недомолвок, только честная игра.

Собственно постмодернизм

К 60-м годам XX века в литературе созрело что-то вроде кризиса личности. Нет, писатели не стали меньше писать, не измельчали и не повывелись. Встал вопрос о том, а кто, в общем-то, создает литературу — те, кто ее пишет, или те, кто ее читает. Американский поэт Т.С. Элиот (по его стихам поставлен мюзикл The Cats) придумал термин «цитации» и объявил любое литературное произведение во многом набором уже пройденного — огромным, хаотично собранным полотном из культурных кодов прошлого, заложенных в сознании как автора, так и читателя. Следовательно, каждый человек может прочитать книгу вовсе не так, как того хотелось бы автору, а совсем по-своему, используя личный багаж знаний. Добил писателя-Творца всем известный литературовед Ролан Барт, объявив о смерти автора. Никто не умер, конечно, просто читатель с тех пор встал на одну доску с писателем, получив право творить свой собственный текст на основе прочитанного, вкладывая туда то значение, смысл и наполнение, которое ему хотелось.

И вот вам результат

А вылилось это все, конечно, в Интернет и блог-культуру. Впервые Автор мог, выложив свое произведение в Сеть, практически сразу получить на него живой отклик Читателя — в виде комментария или письма. И не только получить отклик, но и совет по поводу того, как ему быть дальше со своими текстами, героями и творчеством в целом.

Не то чтобы все авторы этим пользовались, и не всем это нравилось, однако:

  • Сергей Лукьяненко таким образом написал роман «Чистовик», выкладывая в своем ЖЖ по главе и собирая мнения потенциальных читателей еще на стадии создания романа.
  • Стивен Кинг публиковал на своем персональном сайте главы из новых книг — что-то читатель мог получить бесплатно, а чаще всего, чтобы узнать продолжение, ему приходилось платить.
  • Джоанн Ролинг умело использовала СМИ, распространяя противоречивые данные о судьбе Гарри Поттера, да так, что, когда она пригрозила убить своего героя, читатели, как в старые добрые времена, принялись строчить петиции и умолять Ролинг не убивать Гарри. Неизвестно, суждено ли было мальчику со шрамом умереть, но читатели во многом повлияли на его судьбу — это точно.
  • Евгений Гришковец готовит к изданию свой собственный ЖЖ. Книга будет называться «Год ЖЖизни», и сам писатель признал, что читатели и комментаторы во многом повлияли на него и его творчество. «У меня было большое желание включить в книгу ряд комментариев, потому что на многие из них я реагировал и именно они определили содержание многих высказываний», — написал Гришковец у себя в журнале.

Забавы классиков

  • Джон Фаулз создал первый в мире роман с тремя концовками на выбор.
  • Милорад Павич сделал читателя «Хазарского словаря» его же героем и участником. Мало того, что книгу можно читать с любого места, к середине повествования читатель обнаруживает, что речь в романе идет, собственно, о нем.
  • Хулио Кортасар в «Игре в классики» предложил два способа прочтения романа: от начала к концу и прыжками по главам, в порядке, указанном автором.
  • В «Записках на полях «Имени розы» маститый литературовед Умберто Эко подытожил и озвучил новое отношение Автора к Читателю, предложив, наконец, не только поучать, но и развлекать читателя — как равного собеседника. Именно поэтому его роман, с одной стороны, детектив для развлечения, а с другой — серьезное философское произведение о природе смеха.
Комментарии0
Эксперты форума
40 экспертов
Наталия Домбровская
Врач-эндокринолог
Сергей Ланг
Парапсихолог
Злата Ната
Психолог, к.п.н.
Мехди
Экстрасенс
Наталия Петрова
Врач онколог-маммолог
Наталья Гусева
Эксперт по отношениям
Оксана Дубровская
Психолог, к.п.н.
Ольга Крайнова
Эксперт по отношениям
Ирина Кузнецова
Адвокат
Андрей Лычагин
Врач-андролог
Ольга Халикова
Адвокат
Анна Юстус
Врач акушер-гинеколог
Иван Муссуров
Врач-стоматолог
Елена Каркукли
Тренер по фейсфитнесу
Алена Ал-Ас
Сексолог
Наталья Виргур
Адвокат
Вероника Рыжова
Врач-стоматолог
Иван Карасев
Врач-хирург
Ольга Василенко
Сексолог
Валерия Карат
Экстрасенс
Анна Всехвятская
Эксперт по тайм-менеджменту
Илана Юрьева
Актриса
Маргарита Королева
Диетолог
Александра Миллер
Сексолог
Ксения Измайлова
Дизайнер интерьеров
Лолита
Певица
Давит Испирян
Пластический хирург
Анна Сухова
Психолог
Анна Черепанина
Эксперт по финансам
Алена Острогляд
Бизнес-тренер
Евгений Репко
Косметолог
Екатерина Пограничная
Косметолог
Александра Гуреева
Бизнес-тренер
Алексей Голев
Психолог
Мария Ковалева
Дизайнер одежды
Алина Делисс
Писательница
Анна Московцева
Стилист
Алла Спиваковская
Психолог, доктор наук
Анастасия Максимова
Стилист
Татьяна Ашакова
Визажист, стилист

Мобильное приложение

Для iPhone и Android

16+

Журнал «Антенна-Телесемь»

Читайте журнал и телегид: 2 в 1

12+
На адрес ya@aaa.ru выслано письмо для подтверждения подписки.