Лучшие фильмы ужасов в стиле ретро
Фото

кадр из фильма «Сияние»

«Носферату: призрак ночи», 1978

«Носферату: призрак ночи» из всех экранизаций романа Брэма Стокера «Дракула» признана кинокритиками лучшей. Выдающийся немецкий режиссер Вернер Херцог за основу своего фильма брал вовсе не книгу, а немой ужастик 1921 года «Носферату, симфония ужаса». При этом у Херцог в приоритете было создание не фильма ужасов, а драмы человека, которому суждено жить без любви. Главный герой – не величественный барочный вампир, как у Фрэнсиса Форда Копполы (он тоже экранизировал «Дракулу»), а обезличенное мерзкое существо, обреченное на вечные страдания и одиночество без любви. Мученика, который мечтает покончить с тягостной жизнью, но никогда не сможет умереть, гениально играет Клаус Кински. Известно, что отец знаменитой Настасьи Кински был психически неуравновешенным, а потому ему блестяще удавались роли безумцев.

Мистические события картины разворачиваются под трепетный стук сердца жертвы Дракулы и скрежещущий звук когтей летучих мышей, которые живут вместе с бессмертным графом в его трансильванском замке. Фильм ужасов «Носферату: призрак ночи» – это высокое искусство. Помяните мои слова, когда доберетесь до того кадра, когда Дракула будет сладостно и обреченно пить кровь из белоснежной шеи Изабель Аджани, которая сыграла невинную жертву Люси.

«Вий», 1967

Хоррор-сказка «Вий» была своеобразной пробой пера советского кинематографа в жанре ужасов. Экранизация мистической повести Гоголя имела бешеный успех не только в России, собрав у экранов за год показа 33 млн зрителей, но и за границей, в частности США, где шла под мощным прокатным названием Viy: Spirit of Evil.

Неотесанный студент-богослов Хома в исполнении Леонида Куравлева случайно убивает ведьму. Вскоре его вызывают отпевать мертвую молодую панночку, прекрасно сыгранную секс-символом советского кино, брюнеткой с огромными распахнутыми глазами Натальей Варлей. В течение трех ночей ему предстоит быть запертым с трупом в старой церкви. Простачок было соглашается отпустить грехи девушки за солидное вознаграждение, но в первую же ночь понимает, что серьезно вляпался. В умершую вселился дух убитой им ведьмы, которая каждую ночь пытается затащить его в загробный мир.  

«Некромания», 1971

Эдвард Вуд прошел путь от создания трэш-хорроров до низкобюджетного порно, в котором он сам с удовольствием играл, пока не спился и не умер. Но режиссер Эд Вуд – самая неоднозначная личность в истории Голливуда не поэтому. Дело в том, что после смерти его признали худшим режиссером за всю историю кино, что прибавило популярности его до жути нелепым фильмам. Даже сам Тим Бертон заинтересовался его биографией и снял фильм «Эд Вуд» с Джонни Деппом (Johnny Depp) в главной роли.   

«Некромания» – показательный «плохой» фильм Эварда Вуда. Это ужастик с элементами порно. Картина с бюджетом 6 тыс. долларов была снята за три дня и тут же забыта. Даже сам Эд Вуд предпочел не вспоминать о ней, подписавшись в титрах неким Доном Миллером. В середине 80-х на волне сексуальной революции и всеобщей раскрепощенности на нее снова обратили внимание.

По сюжету молодая пара отправляется в особняк загадочной мадам Хиллз, чтобы она помогла вылечить героя от импотенции. Целительница оказывается весьма своеобразной дамой: она спит в гробу, а ее комната с красными стенами украшена черепами, свечами и чучелом собаки. За лечение юноши, которое заключается в безостановочных любовных утехах, берутся ее протеже. Естественно, после таких оздоровительных процедур он быстро идет на поправку. И, как закрепление результата, – секс с хозяйкой дома.

«Кошмар на улице Вязов», 1984

Никто так не пугал и не восхищал нас в школьные годы, как Фредди. Фредди Крюгер. Главные фетиши фильма – фонтан крови из Джонни Деппа (поклонники знают, что в этом фильме он сыграл свою первую большую роль) и железная рука Фредди в ванной между ног юной нимфы Ненси.  

Безжалостный маньяк с вселяющей ужас фамилией является трем студентам в их снах и кошмарах. Когда-то он в реальности убивал маленьких детей, но был сожжен в местной котельной убитыми горем родителями из этого городка. Но, материализуясь в сознании подростков, Фредди Крюгер продолжает совершать жестокие преступления.

«Кошмар на улице Вязов» – идеальное кино для тех, кто собирается встретить Хэллоуин в тихом семейном кругу. Выключайте свет, запасайтесь поп-корном и даже не надейтесь уснуть! Приветствуется знание знаменитого нескладного стишка. «Раз, два – Фредди в гости жди. Три, четыре – двери затвори. Пять, шесть – крепче стисни крест. Семь, восемь – тебя не спать попросят. Девять, десять – никогда не спите, дети!»

«Зловещие мертвецы», 1981

Режиссер Сэм Рейми – автор трилогии о Человеке-пауке и модного хоррора «Затащи меня в ад» – начал творческий путь с малобюджетного молодежного ужастика «Зловещие мертвецы». В возрасте 21 год он обзавелся 350 тыс. долларов и пустил их на съемки сумасшедшей истории о пятерых студентах, которые в заброшенной лачуге в лесу обнаружили демона.

Искатели приключений наткнулись на магнитофон с записью заклинания на непонятном языке, с удовольствием ее прослушали, а с наступлением темноты встретились с ожившими мертвецами, которых они разбудили! Фильм окупил себя чуть ли не в 60 раз, а Сэм Рейми стал высокооплачиваемой голливудской звездой.

«Омен», 1976

В «Омене» нет помидорной крови, резни и ужасающих звуков чирканья гвоздя по железу. Но у тех, кто имел счастье пережить этот фильм в детстве, при упоминании «Омена» бежит по спине крепкая мурашка. Особенно устрашающе звучит в психологической драме о мальчике-антихристе музыка Джерри Голдсмита, которую в 1977 году отметили премией «Оскар». Ну и, конечно, пронзающий взгляд пятилетнего ребенка невозможно забыть даже через 20 лет после просмотра «Омена».

У жены американского посла в Италии рождается мертвый ребенок. Чтобы не травмировать ее психику, дипломат в тайне от супруги усыновляет младенца с непонятным родимым пятном в виде трех шестерок. Мальчик-сиротка оказывается сыном Сатаны.

«Сияние», 1980

Писатель-неудачник селится с семьей в опустевшем из-за мертвого сезона горном отеле, где призраки сводят его с ума и превращают в кровожадного убийцу.

Критики – современники Стэнли Кубрика восприняли его экранизацию книги Стивена Кинга весьма сдержанно, хотя сам режиссер, а в особенности зрители, были крайне довольны проделанной работой. Кубрик старался. Знаменитую сцену, в которой из дверей лифта хлещут потоки крови, снимали в течение года(!), прежде чем автор фильма наконец выбрал наиболее «правдивый» дубль. Кастинг на главные роли был мучительным. Роберт Де Ниро не подошел, потому что он выглядел недостаточно психотическим. Робин Уильямс был отвергнут по причине того, что он и так напоминал сумасшедшего. Стэнли Кубрик остановил выбор на среднем варианте – Джеке Николсоне. И, кажется, не прогадал. Чего только стоят налитые кровью зрачки обезумевшего актера с топором в руках!

«Нападение помидоров-убийц», 1978

«Нападение помидоров-убийц» признано классикой трэш-кинематографа. Режиссер фильма ужасов о том, как взбесившиеся помидоры пожирают людей, – младший коллега по плохому кино Эда Вуда. Джон Де Белло после выхода в прокат «Нападения» больше никогда не снимал других фильмов, кроме как про помидоры. В его режиссерском арсенале – «Возвращение помидоров-убийц» (1988), «Помидоры-убийцы наносят ответный удар» (1991) и «Помидоры-убийцы съедают Францию!» (1992). На этом фильмография Де Белло исчерпывается.

Но, нужно отдать должное, фантазия у Джона Де Белло что надо! Население земли в панике. Обыкновенные представители семейства пасленовых ожили, превратились в здоровые фигуры из папье-маше и, как полоумные, принялись уничтожать людей. Справиться с ними не удается ни армии, ни полиции. И только песня, посвященная подростковому сексу, становится противодействием ненасытным помидорам.

«Птицы», 1963

Классический фильм ужасов Альфреда Хичкока – самого плодовитого режиссера прошлого века, фильмы которого до сих пор находят в забытых архивах, – рассказывает о том, как пернатые третировали обитателей пустынного морского побережья. Почему они это делали, не сказано. Скорее всего, для Хичкока причина не так важна, как последствия. В образе стаи яростных и беспощадных птиц режиссер реализует метафору рока, неведомого зла, которое может напасть на человека так же неожиданно, как и пикирующая птица.