В сутках 24 часа, 25 из которых я посвящаю работе

Кто вас поддерживал, кроме супруга?
Мария Переточкина

Основная помощь была со стороны коллег, учителей английского языка, среди которых есть и молодые педагоги, и достаточно опытные учителя. Большую поддержку оказал Научно-методический центр нашего города, где работают великолепные методисты иностранных языков, с которыми мы очень тесно сотрудничаем. Я постоянный участник семинаров, конференций, которые они организуют и проводят. Словом, чтобы они не предложили, Школа № 12 всегда «за». И, конечно, это школьники. После финала, я не успела переступить порог школы, как они сбежались вокруг меня со словами: «Мы все знаем. Вы – «Учитель года». И такие эмоции у них не только после таких серьезных конкурсов. В нашей школе ежегодно проводится Церемония вручения премий им. В. В. Тарасова, которые вручаются лучшим учителям и лучшим ученикам. Когда я получила определенное признание и диплом, зал взорвался от аплодисментов. «Мы, мы больше всех за вас болели», – кричал каждый класс. Для школьников заслуги их учителей – это своего рода гордость.

От индивидуальности ребенка зависит то, как будет выстроен урок, общение и контакт с ним
За 10 лет учительской практики, какой урок стал самым запоминающимся?
Мария Переточкина

Наверное, я не смогу выделить какой-то один урок, потому что учеников было очень много. Все дети абсолютно разные – и дошколята, и младшие школьники, и старшеклассники. От индивидуальности ребенка зависит то, как будет выстроен урок, общение и контакт с ними. Спустя 10 лет не раз ловила себя на мысли о том, что часто вспоминаю первых ребятишек. Наверное, потому что я была молодым учителем, полным сил, энтузиазма, с огоньком в глазах – это было время моих первых ошибок, уроков и маленьких побед. Очень нравилось работать в частном учебном центре. Там атмосфера другая: ребенок приходит не на урок, а на дополнительные занятия. И задача педагога сделать их не только познавательными, но и интересными, отличными от тех, что они каждый день видят в школе. Здесь нам помогали и сами родители. Мы организовывали и проводили не только интерактивные занятия, но и походы, летние лагеря, экскурсии – все на иностранном языке.

Хотелось ли когда-нибудь бросить все и попробовать проявить себя в другой сфере деятельности?
Мария Переточкина

Эта мысль возникает, я думаю, у всех учителей, особенно ближе к лету. Хочется уже поскорее в отпуск, побыть с семьей, отдохнуть. Но это, кстати, тоже «синдром» учителей, к середине лета, не знаешь уже, чем себя занять. Хочется обратно – в школу. Начинаешь придумывать что-то интересное: вот такой курс хочу ввести с нового учебного года, а еще факультатив обещала детям новый и так далее.

Какими качествами должен обладать «Учитель года»?
Мария Переточкина

Кто-то скажет обаятельный, привлекательный, образованный. Безусловно, учитель должен обладать всеми этими качествами, но это не главное. Я считаю, что дети ценят учителей даже не за знания, которые мы им передаем, а за отзывчивость, человечность. Школьники ценят педагога, который может выслушать, приободрить, иногда даже пожалеть, дать какие-то наставления. Не всегда получается только хвалить, иногда приходиться и поругать. Но если ребенок не воспринимает в штыки твои замечания, критику, а берет их на заметку, благодарит за них, то это дорогого стоит.

Что вы можете пожелать или посоветовать молодым учителям, которые только начинаю познавать мир педагогики?
Мария Переточкина

Не бояться экспериментировать. Это я как напутствие даю всем молодым учителям, которые к нам приходят на педагогическую практику, а таких было за 10 лет немало. Нужно не бояться творить, придумывать что-то новое. Причем, все подсказки есть в нашей реальной жизни. В нашей школе таким образом возникло творческое объединение «Объектив». Однажды на уроке в конце четверти, когда у нас традиционно проводится проектная деятельность, я предложила школьникам нарисовать плакат, написать сочинение о школе. Тут кто-то из учеников сказал: «А у меня есть видеокамера, давайте снимем фильм о нашей школе». Тут же на уроке написали сценарий, распределили роли, зоны ответственности и через два дня начали снимать фильм. Мы показали эту работу директору – так появилось наше творческое объединение, которое существует уже третий год. Кроме того, у нас есть театральная студия на английском языке. Кто-то из школьников пробует реализовывать свои актерские способности. Нужно стараться быть на одной волне с детьми, давать им знания и узнавать от них что-то новое. И, конечно, учитель должен любить детей. Они тонко это чувствуют.

Фоторепортаж с финала конкурса смотрите на следующей странице