ТОП

Английский незнакомец: лучшие роли Мартина Фримена

Рембрандт: я обвиняю

После «Автостопом по галактике» в размеренной карьере Мартина Фримена все шло своим чередом. Но даже в самом целенаправленном развитии может случиться исключительный прецедент, который лишь подтвердит правильность генеральной линии. Для английского комика Фримена таким исключением стала роль голландского живописца Рембрандта в фильме английского режиссера Питера Гринуэя «Тайна “Ночного дозора”».

Неясно, чем внешне совершенно заурядный (ну если не считать ушей) Мартин Фримен приглянулся Питеру Гринуэю, и как он сумел убедить режиссера, что достоин играть гениального художника. Но факт остается фактом – в карьере будущего хоббита Бильбо есть странная роль Рембрандта в странном фильме живого классика.

Взяв заказ на масштабный групповой портрет роты городского ополчения, в которую входят самые богатые и влиятельные жители Амстердама, Рембрандт узнает, что смерть предыдущего начальника роты была спланированным убийством. Не желая мириться с этим, он зашифровывает в полотне намеки на преступление; за это недовольные картиной бюргеры решают ослепить художника. Смелая попытка Питера Гринуэя подетально раскрыть все загадки самой масштабной картины Рембрандта теряется в интересном, но тяжеловесном приеме: режиссер представил, будто мир, в котором живут герои, – это ожившие картины художника. По Гринуэю оказывается, что за фирменной голландской светотенью кроется пустота съемочного павильона, и с этим не согласились критики, зрители, да, наверно, и сам Рембрандт не согласился бы, будь он жив. А главное, эта конструкция оказалась крайне неорганичным пространством для уютного таланта Мартина Фримена – все предельно серьезно и негде проявить свою фирменную иронию. Конечно, в фильме он держится уверенно и даже отдаленно напоминает гениального живописца, но на протяжении всего действа зрителя не покидает ощущение, что актеру неловко в этом фильме и в этом пространстве и что экспериментальный арт-хаус – не его стезя.