Эксклюзив

«Москва слезам не верит»: неизвестные факты о съемках

11 февраля фильму исполняется 35 лет. После его выхода на экран зрительницы влюбились в слесаря Гошу (потому что он хороший) и благодаря главной героине Катерине поняли, что в 40 лет жизнь только начинается.

О комплексе провинциала

Секретами создания картины поделилась вдова сценариста Валентина Черных, кинодраматург Людмила Кожинова.

«Идея фильма появилась в начале 1970-х, – рассказывает Людмила Александровна. – У Валентина был замысел написать пьесу «Дважды солгавшая» – о женщине, которая сначала соврала одному мужчине, выдав себя за богатую москвичку, а потом, когда сделала карьеру, обманула другого, побоявшись сказать, что она директор фабрики. Незадолго до этого Валентин переехал в столицу и непросто адаптировался. Когда мы познакомились, я была аспиранткой ВГИКа с отдельной квартирой, с пропиской, а он – студентом, жил в общежитии. Комплекс немосквича, человека, который с трудом вписывается в столичную жизнь, оставался у него довольно долго. История Катерины – это история самого Валентина Константиновича. Но как драматургу ему было ясно, что именно женская фигура наиболее ярко выражает драму судьбы».

О названии фильма

«В 1977 году (за три года до первого показа фильма по телевидению. – Прим. «Антенны») Центральная сценарная студия, которой руководил известный драматург Василий Соловьев, предложила Валентину участвовать в конкурсе на лучший сценарий к юбилею Москвы. И он предоставил сценарий, в котором отразил все, что знал про жизнь, про женщин, про столицу и про возможность человеческого счастья. Первая премия не досталась никому, вторую дали «Москве…». Когда придумывалось название, перебирались самые разные пословицы о столице. Его любимая была такая: «Москва – что доска: спать хорошо, да кругом метет». Но ясно, что она не подходила. Остановились на «слезах».

О прототипах

«Прямой прототип был только у Людмилы. Ее судьба – это история домработницы наших друзей. Хозяином дома, где она трудилась, был заместитель главного редактора одной из крупных газет. Она выдавала его за своего дядю. И когда ей звонили, он подходил к телефону и отвечал: «Да, это дядя». У нее был возлюбленный футболист, в фильме он стал хоккеистом. Имена главных героинь – это имена теток Валентина Константиновича, сестер его матери. Он их очень любил. Кстати, одну из них звали именно Катерина, а не Екатерина, у нее так и в паспорте написано. Тихомиров – фамилия его крестного отца, мужа одной из его теток. А что касается Гоши, Валентин в интервью говорил: «Гоша – это моя мечта и мои комплексы. Я хотел бы, чтобы таким меня воспринимали женщины!»

О знакомствах в библиотеке

«Когда Валентин Константинович и режиссер Владимир Меньшов писали сценарий уже двухсерийной картины, возникла необходимость новых эпизодов, которых не было в литературном сценарии. Они спросили меня: «Где могла женщина познакомиться с интеллигентным человеком?» Я вспомнила, что много времени проводила в третьем научном зале Ленинской библиотеки. И когда заходила там в курительную комнату, мужчины вскакивали и наперебой подносили зажигалки. В библиотеке у меня завязалась масса знакомств. Еще одним местом новых встреч было метро. Эти моменты есть и в сценарии, и в фильме».