По традиции, сложившейся в отечественном кино, сценаристы отправляют героя фильма в Новосибирск, чтобы вдали от цивилизации он: а) излечился от любовных неудач, б) начал жизнь с чистого листа, в) совершил подвиг во имя науки. А уж если герой приехал из Новосибирска в столицу, то канючить «сами мы не местные» не станет, а докажет изнеженным москвичам словом и делом, чего стоят сибиряки. Сам же город в российских сценариях – это транзитный пункт, а чаще просто край света, где круглый год зима, а посреди тайги стоит городок для научных забав вроде погони за элементарными частицами. Итак, 7 фильмов, в которых упоминается наш город.

«Разные судьбы» (1956 г.)

«Разные судьбы» (1956 г.)
Фото
кадр из фильма

Популярнейшая полвека назад мелодрама Леонида Лукова о четверке выпускников одной ленинградской школы. Соня любит Степу, он влюблен в Таню, а она выходит замуж за Федю. Степа (Георгий Юматов) уезжает на поезде Ленинград – Новосибирск, чтобы поскорее начать самостоятельную жизнь.

«Разные судьбы» (1956 г.)
Проводы на вокзале: Степа уезжает в Новосибирск
Фото
кадр из фильма

В Новосибирске Степан работает сталеваром на металлургическом комбинате. Через некоторое время в том же направлении устремляется верная Соня.

«Разные судьбы» (1956 г.)
Фото
кадр из фильма

Узнали? Да-да, это Михаил Державин. Его роль – Костя, студент на собрании. Но фамилии будушего известного актера даже нет в титрах.

«Девять дней одного года» (1962 г.)

«Девять дней одного года» (1962 г.)
Леля провожает Гусева на работу
Фото
кадр из фильма

Драма Михаила Ромма о физиках-ядерщиках, один из знаковых фильмов 60-х. Физики с птичьими фамилиями Гусев и Куликов (Алексей Баталов и Иннокентий Смоктуновский) одержимы наукой и любят одну ту же женщину Лелю, тоже физика (Леля – домашнее имя любимой жены режиссера Елены Кузьминой). Леля любит обоих, но выходит замуж за Гусева. Они уезжают в новосибирский Академгородок. Экспериментатор Гусев продолжает изыскания, начатые его учителем, получившим смертельную дозу облучения. Теоретик Куликов помогает Гусеву с расчетами. Очередной эксперимент проходит успешно, но Гусев получает большую дозу облучения. Куликов продолжает его работу.

«Девять дней одного года» (1962 г.)
Фото
кадр из фильма

Согласно легенде, этот кадр снимали в новосибирском Академгородке. На самом деле Гусев идет вдоль стены свежепостроенного павильона «Мосфильма».

«Все остается людям» (1963 г.)

«Все остается людям» (1963 г.)
Фото
кадр из фильма

В мелодраме Георгия Натансона снимался весь цвет мужской половины ленинградских театров, а Москву представляли красавицы Элина Быстрицкая и Софья Пилявская. Академик и депутат Верховного Совета Дронов (Николай Черкасов) работает в Новосибирске над созданием суперсовременного двигателя. У него очень больное сердце, он знает, что обречен, но стоически продолжает трудиться. Его коллега Морозов (Игорь Горбачев), махровый карьерист, своими подковерными играми как будто желает приблизить конец академика, не думая о техническом прогрессе. У Дронова есть родственник – священник (Андрей Попов), с которым академик спорит о цене прогресса, о праве сильных и силе правых.

«Все остается людям» (1963 г.)
Фото
кадр из фильма

В фильмах 60-х люди в белых халатах – это либо врачи, либо физики-ядерщики.

«Неподсуден» (1969 г.)

«Неподсуден» (1969 г.)
Фото
кадр из фильма

Герои фильма встретились на борту самолета, который летит из Новосибирска в Москву: командир экипажа (Олег Стриженов), негодяй (Леонид Куравлев), который его когда-то оклеветал, любимая женщина (Людмила Максакова), ушедшая к негодяю, и подросток, оказавшийся сыном командира. Понятно, что встреча героев могла состояться в любую летную погоду, но самолет-то летит из Новосибирска – города вечной зимы, поэтому на экране аэропорт в снегу и морозной дымке, пассажиры одеты в добротные дубленки, а стюардесса Светлана Светличная и в зимней форме смотрится, как живая реклама Аэрофлота. Режиссеры этого фильма Валерий Усков и Владимир Краснопольский вскоре переключились на создание телесериалов. Первыми были «Тени исчезают в полдень» (1970–1971 гг.), и продолжают снимать сериалы до сих пор для канала «Россия 1».

«Неподсуден» (1969 г.)
Светлана Светличная в роли стюардессы. Надежная, как весь гражданский флот.
Фото
кадр из фильма

«Долгие проводы» (1971 г.)

«Долгие проводы» (1971 г.)
Зинаида Шарко не вписалась в ряд привычнчых советских киногероинь
Фото
кадр из фильма

Камерная драма Киры Муратовой об отношениях очень одинокой мамы и взрослеющего сына. Сын рвется уехать к отцу, который живет в Новосибирске, а мама страдает. Сейчас трудно понять почему, но картина стала предметом специального решения ЦК компартии Украины, был снят с должности директор Одесской киностудии, а Муратову из режиссеров перевели в студийные библиотекари и много лет не давали снимать кино.

«Долгие проводы» (1971 г.)
Фото
кадр из фильма

«Вылет самолета задерживается» (1974 г.)

«Вылет самолета задерживается» (1974 г.)
Елена Кузьмина и Евгения Симонова
Фото
кадр из фильма

Мелодрама режиссера Леонида Марягина по пьесе Веры Пановой «Сколько лет, сколько зим!». Герои Татьяны Лавровой и Владимира Заманского полюбили друг друга в конце войны, потом расстались и встретились двадцать лет спустя в московском аэропорту, закрытом из-за сильного тумана. Он летит в Ленинград, она с двумя дочерьми и мамой – к мужу в Новосибирск. Маму играет там самая Елена Кузьмина, в честь которой назвали героиню Лавровой в «Девяти днях одного года». Младшая дочь (Евгения Симонова) рассказывает парню, с которым познакомилась в аэропорту: «Мы летим к нашему папе. У нас папа чудный, воплощение изящного ума и изящной иронии, я его обожаю! Он в Новосибирске, в Академгородке, вы, наверное, слышали. Он то там, то в Москве, а мы к нему летаем, то мама, то я, то сестра, главным образом мама, конечно; и в каникулы, и просто так иногда, вечно кто-нибудь улетает или прилетает, даже его любимый пирог с капустой возим ему из Москвы по воздуху. Когда кончу университет, тоже поеду в Новосибирск работать, восхитительно будем существовать там с папой». Если вспомнить тему данной подборки, лучше о Новосибирске в кино и не скажешь. Кстати, Леонид Марягин в 1960–1962 годах работал режиссером на только что созданном «Новосибирсктелефильме».

«Розыгрыш» (1977 г.)

«Розыгрыш» (1977 г.)
«Сибиряк» Дмитрий Харатьян
Фото
кадр из фильма

Молодежная драма, режиссерский дебют Владимира Меньшова. В 9-м классе московской школы появился новый ученик – Игорь Грушко (Дмитрий Харатьян), приехавший из Новосибирска. Он держится, как и положено сибиряку, скромно, но независимо, сочиняет песни, сколотил музыкальную группу, поставил на место беспринципного карьериста Олега Комаровского (Андрей Гусев).

«Розыгрыш» (1977 г.)
Фото
кадр из фильма

Редко, но случалось, что Новосибирск и окрестности все-таки попадали в кадр. 5 фильмов, которые снимали в нашем городе.

«Александр Пархоменко» (1942 г.)

Фильм Леонида Лукова об участнике Гражданской войны. Пархоменко, бывший рабочий из Луганска, был комдивом в буденновской 1-й Конной армии, воевал на Украине с немцами, белыми и погиб в бою с махновцами. Работа над картиной, начатая в Киеве за 4 месяца до войны, продолжилась в Ташкенте, куда была эвакуирована Киевская киностудия. Для заключительных эпизодов нужен был снег (Пархоменко погиб 3 января 1921 года), и в начале зимы 1941/42 года съемочная группа отправилась в Новосибирск. Последний бой снимали на подступах к Заельцовскому парку, снега там было так много, что лошади увязали по брюхо.

«Александр Пархоменко» (1942 г.)
Нестора Махно сыграл Борис Чирков, внучатый племянник Вячеслава Молотова
Фото
кадр из фильма

Исполнитель заглавной роли Александр Хвыля знаком нам по фильму «Бриллиантовая рука» – Хвыля играет метрдотеля ресторана «Плакучая ива» Бориса Савельевича, который предлагает Миронову и Никулину «освежиться». А картину Леонида Лукова помнят до сих пор благодаря эпизоду c Фаиной Раневской: таперша со вздыбленной прической, дымя папироской, исполняет «жестокий романс» под аккомпанемент разбитого пианино.

«Александр Пархоменко» (1942 г.)
Фото
кадр из фильма

«Длинная дорога в короткий день» (1972 г.)

«Длинная дорога в короткий день» (1972 г.)
Фото
кадр из фильма

В 1967 году был опубликован роман украинского писателя Натана Рыбака о физиках-ядерщиках, и режиссер Киностудии им. А. Довженко Тимофей Левчук, снимавший до этого партизанские эпопеи, решил сделать свои «Девять дней одного года». Супругов-физиков, которые с одинаковым азартом двигают науку и выясняют отношения друг с другом, играют у Левчука Татьяна Самойлова и Николай Олялин, причем героиня Татьяны Евгеньевны облучается во время эксперимента и умирает.

«Длинная дорога в короткий день» (1972 г.)
Фото
кадр из фильма

Самойлова в 67-м году закончила сниматься в «Анне Карениной», и до премьеры фильма успела приехать на несколько дней в новосибирский Академгородок. Небольшая съемочная группа жила в гостинице «Золотая долина», а знаменитая актриса, по рассказам персонала, была одинока и печальна. В ноябре 1967 года «Анна Каренина» вышла на экраны, вскоре у Самойловой началась депрессия, а потом вышла замуж и родила сына, так что работа над «Длинной дорогой…» возобновилась только в 1971 году. Десант киевской киностудии в Академгородке задержался почти на месяц. Например, в конце лета снимали встречу Нового года, установив елку в зимнем саду Дома ученых. Съемочными объектами стали также некоторые помещения Института ядерной физики, один из коттеджей «Золотой долины», берег Обского моря. В массовых сценах снимались сотрудники ИЯФ, но готового фильма никто из них не видел – картина республиканской киностудии вышла небольшим тиражом и прошла в прокате незамеченной.

Кстати, в фильме Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962 г.), вопреки устойчивому мифу, нет ни одного кадра, снятого в нашем Академгородке.

«Горячий снег» (1972 г.)

«Горячий снег» (1972 г.)
На роль мединструктора Тани пробовались около десяти актрис. Режиссер выбрал 23-летнюю Тамару Седельникову из Новосибирска
Фото
кадр из фильма

Зимой 1971–1972 годов на Шиловском полигоне под Новосибирском снимали фильм по роману Юрия Бондарева о том, как в декабре 1942 года наши войска под Сталинградом противостояли немецким танкам, которые должны были прорвать кольцо окружения вокруг армии фельдмаршала Паулюса. Режиссер Георгий Егиазаров, как и Бондарев, воевавший под Сталинградом, выбрал наши края в расчете на длинную снежную зиму. Снег той зимой, точно по Пушкину, «выпал только в декабре». Зима была лютой, съемочная техника выходила из строя, и весна – вот не везет, так не везет – была ранней. В начале марта съемочная группа перебралась на военно-техническую базу «Мосфильма» в подмосковном Алабине. Эта база была создана в 1966 году, когда Сергею Бондарчуку понадобилась площадка для батальных сцен в «Войне и мире». Но группа все-таки вернулась в Новосибирск – в июне, когда снега не было и в помине. Актеры парились в тулупах, а на Шиловский полигон завезли тонны нафталина – другой имитации снега в те времена еще не придумали

В фильме «Горячий снег» участвовали войска и военная техника Сибирского военного округа и жители поселка Чик. Единственную женскую роль санинструктора Тани сыграла молодая актриса театра «Глобус» Тамара Седельникова. Она снималась в белом овчинном полушубке, доставленном из костюмерных «Мосфильма». Полушубок сшили для Анастасии Вертинской в военном фильме «Случай с Полыниным», и он был практически новый, потому что героиня Вертинской, молодая московская актриса, участница фронтовой бригады, надевала его после концерта перед бойцами. В «Горячем снеге» снимался новосибирец Юрий Назаров, к тому времени давно работающий в большом кино, а также «краснофакельцы» Владлен Бирюков, Анатолий Игнатков, Альберт Дорожкин, Михаил Стрелков, Павел Сиротин, Владимир Иванов.

«Вера и Федор» (1974 г.)

«Вера и Федор» (1974 г.)
Александр Абдулов и новосибирская актриса Ольга Матюшкова
Фото
кадр из фильма

Летом 1974 года на Шиловском полигоне под стрекотание кинокамеры снова грохотали танки и гремели взрывы – режиссер «Новосибирсктелефильма» Виталий Гоннов снимал начальные эпизоды лирической короткометражки «Вера и Федор». Сержант-связист Федор, которого играл студент ГИТИСа Александр Абдулов, отличился во время военных учений, получил отпуск, поехал к другу-детдомовцу в Новосибирск и познакомился там с чудесной девушкой Верой. Картина известна тем, что Абдулов сыграл в ней свою первую главную кинороль!

«Вера и Федор» (1974 г.)
Одним из мест съемок был вокзал «Новосибирск-главный»
Фото
кадр из фильма

Фильм «Вера и Федор» в 70-е годы несколько раз прошел по ЦТ (другого телевидения тогда и не было). А рижские друзья режиссера Виталия Гоннова говорили ему, что картину в советские времена очень часто показывали по латвийскому ТВ.

«Вера и Федор» (1974 г.)
Сергей Грановесов в роли друга Абдулова
Фото
кадр из фильма

Сергей Грановесов, актер, художественный руководитель театра «На Левом берегу», в фильме тот самый друг, рассказывает: «На съемках мы практически импровизировали, исходя из ситуации: приехал солдат в отпуск, к другу, с которым рос в детдоме, а тот женился и под каблуком у жены, ей не до гостей, ремонт в новой квартире нужно закончить. Мы с Татьяной Черепановой, которая играла мою жену, уже несколько лет работали в театре, играли главные роли, и видно было, что Абдулов относится с пиететом к актерам, он ведь сам был из провинции, папа его работал режиссером в Фергане, а мама – гримером. Эпизод снимали два дня, вечером нас с Татьяной отвозили на машине по домам, а Сашу – в гостиницу «Обь», которую тогда только что построили. Метромоста и самого метро тогда и в помине не было. Снимали в квартире одной из новостроек на Юго-Западе, тогда этот район только начал застраиваться и казался краем света. Александра я запомнил как простого хорошего парня. Тесного общения и дружбы у нас не случилось, больше мы не встречались, хотя позже, когда он был женат на Ирине Алферовой, стали почти родственниками – Таня, сестра Ирины, родила сына Сашу от моего брата. Когда Таня умерла, Ирина забрала Сашу к себе в Москву и растила, как родного сына».

«Вера и Федор» (1974 г.)
Камера хранения на новосибирском вокзале
Фото
кадр из фильма

«Елки-3» (2013 г.)

«Елки-3» (2013 г.)
Фото
кадр из фильма

В первых «Елках» герои Урганта и Светлакова делают пересадку в аэропорту «Толмачево», во втором фильме снималась наша землячка Ирина Алферова, и к тому же в Новосибирск переезжает подружка юного персонажа в одной из новелл. В третьем фильме франшизы Новосибирск, наконец, стал полноценным местом действия – здесь снимали эпизоды с участием «реального пацана» Антона Богданова и главной девушки сериала «Рыжая» Марии Луговой.

«Елки-3» (2013 г.)
Фото
кадр из фильма

Новосибирский эпизод занимает 12 из 100 минут, которые идет фильм. «Наша новелла про человека, который на день рождения получил видеокассету с записью 15-летней давности, где он еще маленький давал себе и своей любимой девочке обещания, – рассказывал режиссер новеллы Александр Котт. – Он эти обещания не исполнил, а сейчас вдруг вспомнил, что прожил свою жизнь, в общем-то, зря. И поэтому пытается исполнить то, что обещал себе когда-то».

В фильм попали кусок улицы Серебренниковская и Центрального парка, печально известный трамвай маршрута № 13, кинотеатр «Победа», интерьер одного из автосалонов и травмпункт, а также красивый вид сверху на параллели Коммунального и метромостов. Героя Антона Богданова поселили в одну из квартир в старом доме на улице Советская. В съемках приняли участие и новосибирские актеры: Олег Майборода из «Красного факела», Владимир Свирин из театра «На левом берегу», Алексей Корнев и Анна Морозова из Городского драматического театра п/р С. Афанасьева, Мария Беднарская из театра музкомедии и 10-летняя дочка актрисы из «Красного факела» Антонины Кузнецовой – Александра.

Съемочная группа фильма работала в Новосибирске с 26 февраля по 3 марта 2013 года. «Понаехавшим» Антону Богдановой и Марии Луговой наш город запомнился прежде всего холодом. Это и правда был самый холодный конец зимы за последние лет десять.

«Елки-3» (2013 г.)
Фото
кадр из фильма