Новое «Обыкновенное чудо»: Петр Налич написал музыку к пермскому спектаклю

Где записываете музыку для спектакля?
Петр Налич

В Москве. На «Мосфильме». Первая сессия была неделю назад. Предварительные полусведенные фонограммы я прислал, сейчас ребята пристреливаются к ним. В четверг будет еще одна сессия на «Мосфильме».

Петр, вы исполняете на концертах композицию «Хрустальные окна» из спектакля «Обыкновенное чудо». Композиция по-настоящему сказочная. Вся музыка к спектаклю такая?
Петр Налич

Вы знаете, музыка очень разная. Эта композиция – лирическая, хрустальная, очень романтическая. Но там есть вещи боевые, есть в слегка роковом стиле, есть опереточные – гротескные. Большая палитра музыкальная.

Будет ли музыка к «Обыкновенному чуду» где-то опубликована?
Петр Налич

Думаю, что да. Вот с «Одиссеи» я сделал альбом. Для меня это сказочный опыт. Ты понимаешь, что просто так никогда бы эту музыку не объединил. А получается клево, интересно.

Какая композиция далась наиболее тяжело?
Петр Налич

Как Макс говорил, были вещи, которые я присылал, а он: «Нет, не подойдет». А потом эти вещи вставали в другие номера.

Максим Соколов

Я так не говорил! (Смеется, – прим. ред.)

Петр Налич

Ты просто молчал. Ушел думать режиссер – значит, все понятно. Бывает, кажется: получилось, получилось! А режиссер ушел думать. Или сам понимаешь: вещь совсем сырая.

Максим Соколов

Интересная была история с «Колыбельной». Петя сочиняет на тарабарщине – своем собственном языке, помеси хорватско-русско-африканского. Он прислал мне колыбельную, а там: «Ра-па-па-па-па-па». Я думаю: какая это колыбельная? А потом ближе к концу написал Пете: присылай все, что есть, открывай закрома. И он прислал трек на 3,5 минуты. Я еду домой, включаю, там опять: «Ра-па-па-па-па-па», а потом: «Посмотри, какое небо…» И такая колыбельная! Я еду домой и слушаю-слушаю... Сейчас с «Колыбельной» начинается второй акт.

Петр, музыку к спектаклю «Северная одиссея» вы писали год, к «Обыкновенному чуду» – около четырех месяцев, а к «Питеру Пэну» – две недели. Опыт помогает сочинять все быстрее?
Петр Налич

Если следовать этой прогрессии, то действительно получается: год, полгода, неделя, час, и потом – «бум»! (Смеется, – прим. ред.) Но это просто разные истории. Невозможно предсказать заранее. Понятно, что надо репетировать. Понятно, что нельзя за сутки сделать. Понятно, что надо быть в материале.

Насколько вы самокритичны? Мешает ли вам это качество?
Петр Налич

С одной стороны, рефлексия и самокритика необходимы. С другой, если этого слишком много, оно начинает мешать. И надо постоянно балансировать, все время на этом шаре стоять. Уверенность должна быть, но не напускная. Рефлексируешь – и борешься с рефлексией.

Максим Соколов

Да. Я гений – я унылое говно (рисует рукой перепады настроения в виде волны, – прим. ред.).

Петр Налич

А иногда одновременно!

Петр, сейчас у вас много работы над театральными проектами. А случалось ли вам отказываться от каких-то проектов? Если да, то из-за чего?
Петр Налич

За последний год я ни от чего отказывался. Но раньше бывали такие кинопроекты. Просто у меня было ощущение, что изначальный посыл людей, которые это делают, просто «посидеть на теме». Хотят заработать денег, разбежаться и забыть навсегда.

Обратите внимание

В Перми в феврале можно будет послушать не только музыку Петра Налича в спектакле ТЮЗа, но и его самого. 12 февраля в Большом зале филармонии (ул. Куйбышева, 14) состоится концерт Петра Налича с оркестром и хором. В программу в том числе войдет несколько композиций из «Обыкновенного чуда» – «Хрустальные окна», а также, вероятно, «Жираф» и «Колыбельная».