«Однажды в Ростове»: что осталось за кадром?

6 апреля в 21.35 на «Первом канале» стартует гангстерская сага продюсера Сергея Жигунова «Однажды в Ростове».

В 2010 году съемочная группа провела на рабочих площадках Ростова и Новочеркасска почти месяц. Многосерийный художественный фильм начали снимать «с конца», поэтому на «донской» период пришлись одни из самых ключевых сцен финальной развязки. Над началом картины работали в Мариуполе, а затем в Крыму. Режиссер фильма – Константин Худяков, известный зрителям по фильмам «Спасибо за любовь!», «Он, она и я» и др. Главные роли исполняют Владимир Вдовиченков (Вячеслав Толстопятов и руководитель банды), Виктор Раков (Владимир Толстопятов), Сергей Жигунов (офицер КГБ), Кирилл Плетнев, Алена Бабенко.

Фантомасы по-ростовски

В основе сюжета – реальные события, которые происходили в Ростове в 60-х годах XX века. В городе появились фантомасы (так, по аналогии с популярным тогда французским фильмом, называли грабителей, которые опустошали сберкассы и магазины).

«Я тогда был совсем мальчишкой, – вспоминает продюсер картины Сергей Жигунов. – Помню, как обсуждали набеги местных «фантомасов» родственники и соседи, передавая друг другу свежие номера газет. Город гудел! А идея снять фильм, основанный на реальной истории, пришла неожиданно. С товарищем заспорили: можно ли сделать кино на основе реальных криминальных событий? Я буквально за десять минут набросал сюжет о банде Толстопятовых. И пошло!

Четыре года я делал эту остросоциальную картину, очень долго мы ждали премьеры. 135 актеров, потрясающая документальная история, которая начинается в 1962 году и заканчивается в 1974-м. Но прежде всего это история о талантливых братьях Вячеславе и Владимире Толстопятовых. Картина основана на реальных исторических фактах. Но мотивацию, почему они стали бандитами, мы им придумали».

Сценарий взялась написать Елена Райская («Я – русский солдат», «Империя под ударом»). Чтобы вникнуть в суть, ей пришлось хорошо поработать над архивными документами. Выяснилось, что Вячеслав Толстопятов организовал банду и создал небольшой цех по разработке нового огнестрельного оружия в 1964 году, после того как вышел из тюрьмы, где отбывал срок за фальшивомонетничество. Что больше двигало этим человеком: стремление к легким деньгам, неприятие государственной системы или все вместе – вопрос сложный. И в кино все будет неоднозначно.

«Мой персонаж по сценарию оказался в эпицентре событий расстрела мирного населения во время новочеркасской демонстрации в 1962 году, – отмечает Владимир Вдовиченков. – У человека открылись глаза на систему, на строй. Он увидел, что кругом обман, двойные стандарты. Вместе с братом и его женой он сколотил шайку. Изобрел даже особый вид огнестрельного оружия. Этот парень был гений, конструктор, художник».