Полиграффак: выставка графики XX века

Выставка-исследование посвящена легендарному художественному вузу – ВХУТЕМАСу-ВХУТЕИНу периода 20–30-х годов. За неполное десятилетие он сумел совершить переворот в системе подготовки художников в советской России. Открывая зрителям интереснейшую коллекцию искусства, связанную с Полиграфическим факультетом этого знаменитого института, более половины экспонатов галерея покажет впервые.

Натюрморт с бутылкой, Жолткевич Л.А.
Гравюра с раскраской, 1923 год
Натюрморт с бутылкой, Жолткевич Л.А. Гравюра с раскраской, 1923 год

ИЗ ИСТОРИИ

  • ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. Были созданы в 1920 году и объединили в себе Строгановское художественно-промышленное училище и Московское училище живописи. В 1926 году реорганизованы в ВХУТЕИН.
  • ВХУТЕИН - Высший художественно-технический институт. Просуществовал до 1930 года, пока не был закрыт. В новом вузе активно развивались новаторские методы преподавания, основанные на формально-аналитическом подходе.
  • Полиграффак – полиграфический факультет ВХУТЕИНа. Здесь готовили художников по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), ксилография, книгопечатное дело. Авторитетнейшей фигурой в институте был Профессор Фаворский, который заведовал кафедрой ксилографии. Он был убежден, что «устаревшая» традиция обучения техникам графики, унаследованная от Строгановского училища, воспитывает особую культуру работы с материалом. Поэтому на факультете стремились ввести в современную полиграфию все богатство многовековой графической культуры. Впоследствии многие питомцы Полиграффака, например А.А.Дейнека и Ю.И.Пименов, свободно владели как книжно-журнальной, так и плакатной, и станковой графикой.

Именно в стенах Полиграффака профессоры поставили задачу создания художественной книги в новых производственных условиях, ввели в стенах вуза термин «макет книги». В учебной типографии студенты выступали одновременно как авторы макета и иллюстраций, защищая в качестве дипломной работы индивидуальный проект книги.

Лыжник, Кулешов И.Д. Литография, 1929 год
Лыжник, Кулешов И.Д. Литография, 1929 год
Рабочий, Лапшин Н.И. Ксилография, 1928 год
Рабочий, Лапшин Н.И. Ксилография, 1928 год

Экспозиция, представленная в Третьяковке, соединила произведения крупнейших мастеров, преподававших во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, и самые ранние опыты их воспитанников. В двух музейных залах реконструированы некоторые этапы учебного процесса. Их можно проследить на примере заданий по композиции, цветовому и объемно-пространственному решению натуры, выполненных Л.А. Жолткевичем, Н.И. Лапшиным, Е.М. Гуревичем. В студенческих листах представлены все техники, в которых работали ВХУТЕМАСовцы (например, рисунок или литография), отражено обучение специальным предметам.В разные годы художники и их наследники подарили немало работ Третьяковской галерее, способствуя формированию коллекции, связанной с Полиграффаком. В числе произведений, никогда прежде не выставлявшихся, – сохраненные целиком дипломные работы А.Д. Гончарова, Е.А. Афанасьевой, И.Д. Кулешова, М.М. Аксельрода и И.А. Шпинеля, а также отдельные листы из дипломных работ Б.Ф. Суханова, Я.С. Телишевского и других выпускников Полиграффака.

Разноплановые творения множества авторов складываются в ансамбль, передающий атмосферу творческого поиска и эксперимента в художественном вузе нового типа. Рассказ о Вхутемасе-Вхутеине дополняют архивные фотографии и документы.

Государственная Третьяковская галерея, Крымский Вал, 10Выставка открыта до 18 октября