Чем запомнился фестиваль «Пространство режиссуры»: 10 фактов

Фестиваль завершился, но до конца марта будут работать две его выставки. А мы вспоминаем, чем участники «Пространства режиссуры» удивляли зрителей в этом году.

1. «Барокко» – совместный спектакль французского театра NoNo и пермского «Театра-Театра» – в показанной на фестивале версии был поставлен за десять дней.

«Спектакль, рожденный в Марселе, очень сильно изменен у нас, – рассказал арт-директор фестиваля Владимир Гурфинкель. – Мы его сделали практически за десять дней. Потом он окажется в Пловдиве в Болгарии, затем – в Вильнюсе, и в конце концов уже в такой международной команде опять вернется в Марсель и поедет по городам Франции. Таков замысел». В пермской версии были введены оркестр и актеры «Театра-Театра», которые за короткий срок полностью выучили музыкальные тексты на французском языке.

2. В «Барокко» прозвучали самые высокие мужские голоса: партии Триады желаний исполнили контратеноры, которые были облачены в женские костюмы и туфли на высоких каблуках.

Пространство режиссуры 10 фактов
Спектакль «Барокко» показали за день до официального открытия фестиваля
Фото: пресс-служба «Театра-Театра»

3. Фестиваль был посвящен режиссеру Тимофею Кулябину – автору скандально известной постановки «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета. Пермяки смогли увидеть четыре работы Кулябина. Спектакли «Электра» и «Сонеты Шекспира» привез столичный Театр Наций, а «Онегина» и «Процесс» – новосибирский театр «Красный факел», главным режиссером которого является Тимофей Кулябин.

4. В спектакле «Онегин», который награжден премией «Золотая маска», герой Пушкина предстал в неожиданном образе – современного блогера, которому надоели радости столичной жизни.

«Это самый старый спектакль, – признался пермякам автор постановки Тимофей Кулябин. – Много путешествующий, визитная карточка театра «Красный факел». Мой любимый спектакль: я как-то прорвался внутри себя как режиссер, понял эту профессию».

5. Пермь стала городом, в котором актеры Театра Наций в последний раз сыграли спектакль «Электра» по мотивам античной трагедии Еврипида. Заглавную роль исполнила Юлия Пересильд, известная по фильмам «Битва за Севастополь», «Невеста», «Подставной» и другим.

«Вот так ощущение... Новое... Последний спектакль, – написала Юлия на своей страничке в Instagram. – Отыграли. Да уж. Грустно».

Юлия Перисильд
Юлия Перисильд. Последний день в роли Электры
Фото: Юлия Трегуб/архив Юлии Перисильд

6. В спектакле «Процесс» по одноименному роману Франца Кафки все актеры, кроме исполнителя главной роли, носили маски и говорили измененными голосами.

«Здесь есть нюанс, о котором не догадывается зритель. Артисты, играющие в этом спектакле, ничего не видят на сцене, – объяснил после спектакля Тимофей Кулябин. – На пластиковую маску натянут капрон. Актеры видят только силуэт и примерно понимают, где стоит человек. Это сложно. Они должны играть, партнерствовать, но при этом они практически слепые».

7. Героев спектакля «Процесс» постоянно снимало около десятка видеокамер, изображение тут же транслировалось на большом экране. Реквизит для «Процесса» помогли собрать новосибирцы: они принесли в театр «Красный факел» огромное количество старых видеокассет. В день показа в Перми в фойе «Театра-Театра» из черных кассет была сделана своеобразная инсталляция – стена, на фоне которой фотографировались зрители. А желающие пощекотать нервы могли ощутить себя на месте главного героя: в фойе была размещена тюремная камера-клетка с видеокамерой и телевизором.

8. В фестивале принял участие руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин. Он провел мастер-класс для студентов института культуры и молодых актеров пермских театров. Рассказал о принципах своей работы. Например, о том, что перед выходом на сцену нужно забыть обо всем, что происходит в личной жизни. «Не имеет значения, какое у тебя настроение, – отметил Райкин. – Есть некая «санитарная зона» перед спектаклем (час), которая должна отделить тебя от твоих житейских дел. Будь любезен, настройся на спектакль, соберись, отрешись от всего, что тебе мешает. У меня умерла мама на руках, я в этот день играл спектакль. Никакого подвига в этом не вижу. Это совершенно нормально. Одно к другому не имеет никакого отношения. Так должен делать каждый артист».

9. Желающие хоть как-то приобщиться к фестивалю, который уже прошел, могут побывать на двух выставках «Пространства режиссуры». Их работу продлили до конца марта. На втором этаже «Театра-Театра» разместилась выставка работ Данилы Корогодского «Пятна, кляксы и портреты», посвященная 90-летию его отца, народного артиста РСФСР Зиновия Корогодского. «Сын рисует жизнь отца», – так описал идею выставки автор. А в фойе «Сцены-Молот» открыта выставка «Ельцин-Центра» (Екатеринбург), в которой отражена история Конституции РФ.

10. Единственный спектакль, который пермяки могут увидеть и после фестиваля, – «#конституциярф», необычная постановка Владимира Гурфинкеля. Пермская премьера состоялась на «Пространстве режиссуры», но спектакль будут повторять. Ближайший показ – 30 марта в 20:00.

Константин Райкин: «Спектакли смотрю громко: стону, рыдаю, кричу»
Подробнее
Юбилей «Театра-Театра»: 90 лет и рояль в кустах
Подробнее