Россия на 53-й Венецианской биеннале

Ежегодную выставку современного искусства в Венеции называют «матерью» всех биеннале. Неудивительно, ведь она самая «взрослая» и самая масштабная из всех мировых выставок подобного рода. Как и в прошлом году, куратором российского павильона, оптимистично названного «Победа над будущим», выбрана Ольга Свиблова.

Скульптура Ники Самофракийской, в которой одновременно пульсирует красная кровь и черная нефть. Художник Андрей Молодкин
Скульптура Ники Самофракийской, в которой одновременно пульсирует красная кровь и черная нефть. Художник Андрей Молодкин

В этом году темой 53-ей биеннале в Венеции, которая начнется 7 июня, станет «Создание миров». Главным куратором выставки выбран Даниэль Бирнбаум (хорошо известный московской публике, поскольку он дважды был сокуратором Московской биеннале), который обещает превратить ее в нечто особенное и незабываемое.

Биеннале в Венеции давно получила статус уникального инструмента для продвижения на международной арене национальных художников. Большинство стран-участников представят в Венеции экспозиции художников, имена которых уже стали брендами, например, в немецком павильоне будет выставлены работы Лайама Гиллика, яркого представителя «теоретического крыла» в современном искусстве, а Франция познакомит посетителей с концептуалистом Клодом Левеком.

В отличие от многих стран, делающих акцент на работы одного художника, российский павильон представит в рамках официальной программы групповой проект «Победа над будущим», где будут экспонироваться работы сразу нескольких мастеров современного искусства.

Павел Пепперштейн, известный московский концептуалист, представит на биеннале серию авангардных картин, посвященных мегаполисам будущего. В зале будет звучать реп, сочиненный художником, перемежающийся с музыкой Игоря Стравинского к балету «Весна священная».

Анатолий Журавлев, работающий с проблемой исторической памяти, разместит миниатюрные фотографии диаметром 1 см сотни исторических персонажей, повлиявших на ход истории, в хаотичные абстрактные черные кляксы, которые заполнят пространство зала от пола до потолка.

Инсталяция «Фонтан» Ирины Карины
Инсталяция «Фонтан» Ирины Карины
Картина Анатолия Журавлева
Картина Анатолия Журавлева

Андрей Молодкин создал мультимедийную инсталляцию из двух стеклянных скульптур Ники Самофракийской, эллинской богини победы. На скульптуры, одна из которых заполнена нефтью, а другая – кровью, будут направлены видеокамеры, снимающие пульсацию жидкостей. Изображения совместятся на едином экране, и Ника оживет.

Алексей Каллима привезет в Венецию самый масштабный из своих проектов «Теорему дождя» - огромные фрески, написанные флюорисцентными красками и изображающими болельщиков футбольного матча. При приближении зрителя к фреске будет срабатывать ультрафиолетовый свет.

Георгий Острецов – автор инсталляции из заброшенных комнат, в одной из которой за столом сидит художник, работающий над будущими художественными проектами.

Ирина Корина представит огромные фонтаны, созданные из старых цветных клеенок, а Сергей Шеховцов - инсталляции из поролона на фасаде российского павильона.