Россия на 53-й Венецианской биеннале

В рамках параллельной программы 53-й Венецианской биеннале Россия представит еще несколько художественных проектов.

Danger! Museum

Персональная выставка новых работ Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, организованная Московским музеем современного искусства, синтезирует образы ренессанса, авангарда и масс медийные фигуры. Художники расскажут о тайной жизни воображаемого музея, которая обычно не бросается в глаза посетителям. Рассматривая инсталляцию, зрители неожиданно для себя, превращаются в непосредственных создателей художественного объекта.

Виноградов и Дубосарский — участники 50‐й Венецианской биеннале, биеннале в Сан‐Паулу и Валенсии, а также других крупных международных выставок
Виноградов и Дубосарский — участники 50‐й Венецианской биеннале, биеннале в Сан‐Паулу и Валенсии, а также других крупных международных выставок
Фактура огромных холстов Дубосарского и Виноградова по‐прежнему остается атрибутом высокого искусства и отсылает к наследию Рафаэля, Леонардо, Тициана, Рембрандта и других великих мастеров прошлого
Фактура огромных холстов Дубосарского и Виноградова по‐прежнему остается атрибутом высокого искусства и отсылает к наследию Рафаэля, Леонардо, Тициана, Рембрандта и других великих мастеров прошлого

Виноградов и Дубосарский работают совместно с 1994 года. Соединяя язык соцреализма, поп-арта и китча с парадоксальными сюжетами, авторы заставляют свои работы функционировать по особым законам. О чем бы ни говорили художники — об искусстве, метаморфозах любви, войне или мире — в их картинах нельзя увидеть ни традиционных героев, ни обязательной для классического произведения композиционной законченности. Яркие образы монстров рекламного бизнеса и индустрии развлечений, отрицание персональных откровений приближают стиль художников к традиции bad painting.

Unconditional Love

Выставка, собравшая работы 17 художников из разных стран, представит спектр художественных подходов к определению сущности любви, не скованной социальными условностями. Кураторы выставки Александрина Маркво, Алинда Сбраджа и Кристина Штейнбрехер пригласили художников из разных стран и разных поколений и вовлекли их произведения в захватывающую и непринужденную беседу. Сэм Адамс, соорудивший для биеннале три интерактивных «Кресла любви», превращающих зрителей в часть экспозиции (люди садятся в кресла, не подозревая, что любой посетитель галереи может слышать все, о чем они говорят), коллектив Artists Anonymous, пишущие маслом «послеобраз» — то, что осталось от зрительного образа после исчезновения самого предмета, а также московская группа АЕС+Ф, бабушка персофанса Марина Абрамович, Анжело Букарелли, Аристах Чернышов, Вим Дельвуа, Даша Фурсей, Вадим Захаров, Ольга Солдатова и другие художники представят свое видение любви как экзистенциального кризиса XXI века.

В своей наиболее знаменитой «рентгеновской» серии бельгиец Вим Дельвуа соединяет рентгенологию, сексуальность и изображение скелета
В своей наиболее знаменитой «рентгеновской» серии бельгиец Вим Дельвуа соединяет рентгенологию, сексуальность и изображение скелета
Тема неподвижности поднята в короткой интерлюдии Алмагуль Менлибаевой: женщины яростно мотают головами, их волосы напоминают черные крылья, а сами они превращаются в существ, подобных птицам, но не способных летать
Тема неподвижности поднята в короткой интерлюдии Алмагуль Менлибаевой: женщины яростно мотают головами, их волосы напоминают черные крылья, а сами они превращаются в существ, подобных птицам, но не способных летать

«Этот смутный объект искусства»

В экспозицию войдут около 70 работ 1974 -2006 годов известных русских художников из коллекции галереи Stella Art Foundation, включая произведения Юрия Альберта, Ивана Чуйкова, Ильи и Эмилии Кабаковых, Виталия Комара и Александра Меламида, Бориса Орлова, Анатолия Осмоловского и Александра Пономарева, который в рамках выставки представит проект «SubTiziano». Ландшафтная инсталляция «SubTiziano» - это всплытие субмарины в историческом центре Венеции, на Гранд-канале. Она продолжит проект Александра Пономарева с подводными лодками, начатый в 1996 году, под названием «Утилизация стай».

Первая версия проекта демонстрировалась в октябре-ноябре 2008 года в Kunsthistorisches Museum в Вене. Венецианская версия меняет акценты, переключая внимание публики с «содержания» искусства на неразрывно связанную с ним «форму», его внутреннее устройство. Экспозиция показывает современное русское искусство как практику конструирования множественных миров, плетения бесконечной истории. В этом нарративном потоке размываются границы между авторами и их персонажами, причудливо группируются сюжеты и мифы разнородного происхождения.

«Мне кажется, что именно сейчас настало время осмыслить и заново структурировать формы искусства, существовавшие последние 30 лет в России. Наш проект является альтернативой сложившейся практики, попыткой создания одного из возможных «автопортретов» русского искусства 1970-2000-х годов, показывающим его как сложноустроенный «смутный объект», - говорит Владимир Левашов о русском искусстве рубежа XX – XXI веков.

53-я Венецианская биеннале откроется 7 июня и продлится до 22 ноября.