«Тихий Дон»: как снималось кино

На экран вышел сериал «Тихий Дон» режиссера Сергея Урсуляка. Редакция Woman’s Day вспоминает впечатления о съемках картины.

Первый день в хуторе Татарском (на деле – степи близ станицы Еланской), описанном писателем в романе, встретил тишиной и пустыми куренями. Киношники прозвали это место «Песками» из-за песчаных вихрей, поднимаемых ветром. Все на репетиции военных сцен. И правда, где-то за нами в лесополосе пугающе бахало и свистело. На «поле брани» не пустили, предложили осмотреть декорации. Дома хуторян, здание райкома, мельницу строили и состаривали девять месяцев. «Почти все создавали с нуля, – поясняет художник-постановщик Алим Матвейчук (отец актера Глеба Матвейчука). – Некоторые декорации у нас и вовсе двусторонние: взглянешь на дом с одной стороны – камышовая крыша, побелка, а с другой – черепица, деревянные перегородки. А все для того, чтобы снимать и жизнь хутора Татарского, и военные действия близ австрийской деревни, не возводя дополнительных построек».

По дороге на противоположный, крутой берег Дона, где нас ждали подворья Мелеховых и Астаховых, встречаем конников на красавцах жеребцах. Это местные парни, участвующие в массовке, ведут на выгул стадо. Спустя 25 минут езды по мосту выходим. Ступаем на мелеховский баз. Сарай, летняя кухня (печка и стол), лодка – кажется, что здесь действительно живут люди. В доме просторно, но темно. На стенах – фотографии с изображением семьи Мелеховых. На столе в одной из спален забытый сценарий фильма. Перелистываем и удивляемся – всюду пометки от руки. «Улыбнули» комментарии в графе «Грим»: «Все мокрые» или «Лица испачканы арбузом».

Соседнее подворье – астаховское. Заходим в дом – здесь уютнее, чем у соседей: пестрое покрывало на кровати, разноцветный ковер на стене, бусы из деревянных катушек… В серванте строем белые старинные тарелки. Разглядываем поближе – IKEA!

В «Тихий Дон» можно войти четырежды
Подробнее

Кстати, большую помощь съемочной группе и реквизиторам оказали местные жители: сшивали плетень из камыша, приносили подлинные вещи XIX века: настоящие самовары, чемоданы, сундуки, занавески, а для сцен застолий – знаменитые шолоховские соленые арбузы. Многое было взято из частных коллекций. Как выяснилось позже, главная находка – свадебный венок Натальи. Настоящий, с дрожалками на проволочках, но не восковыми, как было сто лет назад, а бисерными. Свадебный костюм Натальи оказался самым сложным в исполнении: юбку из современной ткани и рукава сшили сами, а блузу XIX века с ришелье и кружевными прошвами нашли в частной коллекции. Большинство костюмов актеров шили, красили, тонировали вручную. Солдатскую одежду даже варили в марганцовке – состаривали. Хитрости костюмеры применяли и к обуви. Женщины на Дону носили чиряки – кожаные закрытые тапочки, но некоторые актрисы ходят по площадке в черных балетках с круглыми носами. Черный цвет казачки любили и в одежде, особенно по праздникам. Но в кадре его заменяют на темно-синий, зеленый, коричневый – выигрышнее смотрится.