В «Тихий Дон» можно войти четырежды

«Антенна» побывала на съемках фильма по роману Михаила Шолохова и узнала, почему их считают трудноподъемными.

Cнимается фильм на родине автора «Тихого Дона» в Ростовской области, недалеко от станицы Вешенская. Буквально в чистом поле кинематографисты возвели казачий хутор начала XX века. И его не минуют все страшные испытания эпохи: Первая мировая, Гражданская войны. Но и на этом кровавом фоне не отступят семейные страсти: крепко любит казак Григорий Мелехов замужнюю соседку Аксинью.

«Тихий Дон» – произведение не просто эпическое, оно для кинематографа «трудноподъемное». Тем более после образцовой экранизации Сергея Герасимова с Элиной Быстрицкой и Петром Глебовым в главных ролях и не самой удачной – Сергея Бондарчука с Григорием – Рупертом Эвереттом и Аксиньей – Дельфин Форест. (А впервые фильм – немой! – по роману снимали еще в 1930 году.) И вот канал «Россия» взялся за новую экранизацию. Ее режиссер Сергей Урсуляк – автор весьма успешного сериала «Ликвидация» и менее заметного «Исаева».

«Роман «Тихий Дон» не устарел и сегодня, – утверждает Сергей Урсуляк. – Ведь эта история не про правоту или неправоту советской власти, а про то, как легок переход от счастья к несчастью. Мы встречаем героев в 1912 году, когда они все друзья, любят друг друга, и впереди у них длинная жизнь. А спустя десять лет они подходят к краху, потому что в их жизнь вмешалась злая сила. По-моему, актуальность «Тихого Дона» – в нашей готовности найти врагов внутри своего дома, семьи, хутора, города, страны. События последних месяцев это подтверждают.

Фильм Бондарчука я не смотрел. Картина Герасимова замечательная. Но ей уже под 60 лет, и я считаю возможным «обновить» эту историю».

«Актер Евгений Ткачук больше других соответствует тому Григорию, которого я вижу. В Евгении есть нервность, юмор, страсть, сильное мужское обаяние. Он мне напоминает молодого Володю Машкова.

В поисках Аксиньи мы посмотрели много актрис. Но остановили выбор на Полине Чернышовой, только что окончившей Щукинское училище. В ней богатая природа. А выбирая между абсолютным соответствием внешнему облику Аксиньи и соответствием ее внутреннему миру, я отдаю предпочтение второму. Артисток с губами у нас много, а живущих в кадре – единицы.

Для нас не было принципиальным снимать в Вешенской. Но принципиально – работать на Дону. Здесь все подлинное. Мы не врем ни себе, ни зрителю – вот река, вот яр и степь.

У нас есть консультанты по всем темам, начиная от военной формы и заканчивая изготовлением вареников. Мы не выходим на площадку, не посоветовавшись со специалистами, как правильно смотреть, здороваться, креститься.

Создатели фильма прошерстили материалы всех музеев казачества, которые только существуют. Среди них есть и частные. А один создан Владимиром Мелеховым, однофамильцем главного героя. У казаков эта фамилия распространена.

Ко всем деталям быта кинематографисты относятся крайне серьезно. Актеры-мужчины учились управлять пикой и шашкой, ездить верхом. С февраля по май они четыре раза в неделю ходили в Москве на конные репетиции. А в мае, когда киногруппа приехала на Дон, продолжали конные заезды здесь. Актрисы тоже учились – вязать деревянными спицами, обращаться с ухватом, доить коров».