Наша «Война и мир»: рекорды, которые не смогли победить BBC

Бородино вдохновило хоббитов

Прославившись на Западе благодаря «Оскару», фильм Бондарчука оказал большое влияние на мировой кинематограф. По Бородину до сих пор учатся снимать батальные сцены всех времен и народов и даже, как выяснилось, сказочных.

– Можно с уверенностью сказать, что любая батальная сцена в кино в той или иной степени снята под воздействием Бородинской битвы, – комментирует киновед Кирилл Разлогов. – Благодаря «Оскару», который получила «Война и мир», ее хорошо знают на Западе. Американцы давно завидуют батальным сценам Бондарчука. Один крупный американский промышленник мне признался: зависть вызвана тем, что в распоряжении Бондарчука была вся советская армия, в то время как Голливуд вынужден нанимать за деньги 200 статистов и заставлять их 25 раз бегать вокруг одного и того же столба. Кроме того, у него был дар снимать батальные сцены. Когда в кадре находилось два героя и нужно было как-то выстраивать между ними отношения, это не всегда получалось. Но в массовых сценах он был большим мастером.

Некоторые зарубежные режиссеры прямо говорят, что во время съемок батальных сцен ориентировались на «Войну и мир». Например, в этом признался создатель трилогии «Властелин колец» Питер Джексон перед выходом на экран заключительной части приквела киносаги «Хоббит: Битва пяти воинств». Большую часть фильма занимает побоище с участием хоббитов, гномов, эльфов, людей и орков, которое должно решить судьбу похода гномов за сокровищами.

– Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказал в интервью Джексон. – Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма.

«Война и мир»: 5 экранизаций культового романа
Подробнее

– Ко мне обращались из Новой Зеландии, из этой киногруппы, – подтвердил Анатолий Петрицкий. – Спрашивали о подробностях съемок, например, сколько народу у нас снималось. Я отправил им в помощь опубликованные материалы о съемках «Войны и мира».

В картине Бондарчука использованы интересные операторские приемы, которые потом были повторены. Например, крупные планы (лица солдат во время боя), субъективная камера (когда «киноглаз» принадлежит определенному герою, причем не только человеку, но и предмету, например, пушечному ядру), съемка с нижнего ракурса (так снят во время битвы капитан Тушин, и это придает его фигуре богатырские черты), рапид и стоп-кадр (в замедленном движении в танце рука Наташи Ростовой ложится на плечо Андрея Болконского). Кроме того, некоторые сцены сняты длинным планом, например, панорама Бородинской битвы.

– Сцена была рассчитана на съемку полной кассетой – 300 метров, 10 минут, – рассказывает Анатолий Петрицкий. – Мы сняли таким образом четыре дубля.

Длинные планы потом неоднократно использовались в кино, начиная от фильмов Тарковского (например, в «Ностальгии» герой Олега Янковского несет свечу по дну бассейна) до «Гравитации» (выход в открытый космос). Но рекорд поставил режиссер Александр Сокуров: весь его 87-минутный «Русский ковчег» снят одним кадром – камера перемещается по Зимнему дворцу.