Высокое искусство: Караваджо и Блейк

Пушкинский музей с размахом отмечает 100-летие. Сразу после закрытия масштабной выставки Дали стены музея принимают два очередных блокбастера – коллекцию полотен великого итальянца-реформатора Караваджо и религиозно-мистическое наследие поэта Уильяма Блейка.

Караваджо

Выставка Караваджо
Караваджо "Положение во гроб", 1601-1603.
Фото: 
Выставка Караваджо
Караваджо "Мальчик с корзиной фруктов", 1593.
Фото: 

Караваджо в количестве 11 полотен еще никогда не вывозили за пределы Италии. Сокровища художника пожаловали в российскую столицу из Ватикана, Милана, Рима, Флоренции, где уже сотни лет украшают дворцы и церкви. Однако раньше барочный гений рубежа 16 и 17 веков не был так популярен. Современники считали его искусство слишком вульгарным. Он привел на холсты гадалок, уличных мошенников и простых работяг. Существует даже известная байка о том, что Караваджо рисовал успение Богоматери с трупа утонувшей в Тибре проститутки, чтобы достичь максимальной правдивости: тело святой получилось вздутым, а лицо сине-зеленым. Одним словом, Караваджо спустил святых с небес на землю, что так раздражало служителей церкви и верующих христиан. Фигура самого художника была не менее экстравагантной. Микеланджело Меризи из местечка Караваджо был невероятно темпераментным: он затевал потасовки, кого-то даже убил, сидел в тюрьме, бегал от суда. Его подозревали в гомосексуализме и в увлечении мальчиками, особенно после появления картины «Лютнист», на которой изображен андрогинный юноша из богемной тусовки.

Но по иронии судьбы балагур и безбожник Караваджо оставил главный след в религиозном искусстве. Считается, что он включил живописи свет. В отличие от предшественников, Караваджо погружает героев не в пышную архитектуру или живописный пейзаж, а во тьму, из одной точки подсвечивая фигуры ярким контрастным световым потоком. Оценить драматичное освещение полотен «наставника» Рубенса, Рембрандта и Веласкеса можно до 19 февраля 2012 года.