Высокое искусство: Караваджо и Блейк

Пушкинский музей с размахом отмечает 100-летие. Сразу после закрытия масштабной выставки Дали, стены музея принимают два очередных блокбастера – коллекцию полотен великого итальянца-реформатора Караваджо и религиозно-мистическое наследие поэта Уильяма Блейка.

Уильям Блейк и британские визионеры

Выставка Уильяма Блейка
Уильям Блейк «Симония Папы». Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. 1824–1827
Фото: 
Выставка Уильяма Блейка
Уильям Блейк "Давид, извлекаемый из вод многих". Около 1805 г.
Фото: 

Блейка, собранного по шести британским музеям, впервые показывают в России. Когда говорят о поэте 18 века Уильяме Блейке как о художнике, его называют то рисовальщиком сновидений, то самым странным автором раннего романтизма, то непонятым при жизни гением, то визионером, страдающим галлюцинациями. Блейк – мощнейшая фигура в британском искусстве. Его мистические рисунки и гравюры предварили появление варварского «Крика» Эдварда Мунка, ужасающих триптихов Фрэнсиса Бэкона и загадочного «Острова мертвых» Арнольда Беклина. Уильям Блейк был первым, кто подарил творчеству абсолютную свободу от условностей, академизма и традиций. А потому своим «папой» его считают художники разных эпох: прерафаэлиты, экспрессионисты, сюрреалисты и даже нынешние приверженцы фантастического реализма.

Уильям Блейк не обманщик и не фигляр. В 18 лет он впервые пережил видение и начал развивать свои мистические способности. Влияние потусторонних образов отразилось в его искусстве. Он иллюстрировал свои фантастические поэмы и «Божественную комедию» Данте, был выдающимся гравером и делал тиражную графику. Смотрите в ГМИИ им. Пушкина до 19 февраля 2012 года.