Неприятности в коллективе страшнее домогательств начальника

Как выяснилось, есть на свете (а точнее, на работе) кое-что похуже, чем сексуальные домогательства. С последними худо-бедно помогают бороться различные рекомендации психологов, уйма общественных организаций, профсоюзы и закон, в конце концов. А вот с тем, на что толком и пожаловаться-то нельзя, да и некому, справиться куда труднее.

Сэнди Гершовиц (Sandy Hershcovis), кандидат психологических наук из университета Манитобы, и его коллега Джулиан Барлинг (Julian Barling) из университета Онтарио выяснили путем многолетнего исследования, что придирки на работе, критические замечания, скрытая агрессия вызывают втрое больше тяжелых депрессий, стрессов, нервных срывов и сердечных болезней, чем приставания начальника.

«Сексуальное домогательство не приемлется обществом, — говорит д-р Гершовиц, — и если шеф вас ущипнул, на него можно найти управу. Но кому пожаловаться, если вас «забыли» включить в список приглашенных на обед, если игнорируют ваши вопросы, «не слышат» ваши приветствия, если коллеги, стоя группой, хихикают явно над вашим галстуком, а начальник отдела язвительно замечает, что вы «как всегда» что-то напортачили?» Известны случаи, когда люди оказывались в больнице с тяжелым нервным срывом из-за постоянных мелких уколов коллег по работе.

Главной задачей авторов исследования и доклада, представленного на седьмой Международной конференции «Работа, здоровье и стресс», теперь является классификация форм и проявлений скрытой агрессии с тем, чтобы в будущем можно было облегчить участь офисных страдальцев.

По материалам American Psychological Association.