Европейское образование под угрозой

Большинство европейских стран тратит на высшее образование почти в 2,5 раза меньше, чем Соединенные Штаты, сообщается в ежегодном отчете «Education at a Glance 2008», подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Причиной такого положения дел, по мнению авторов исследования, является с одной стороны, нежелание правительств стран ЕС увеличивать размер государственных инвестиций в сектор высшего образования, а с другой – отсутствие у самих университетов возможности получения дополнительных доходов за счет увеличения оплаты за обучение. «В результате бюджетные трудности, которые испытывают ВУЗы, могут крайне негативно сказаться на качестве предоставляемых ими образовательных услуг», — отмечается в «Education at a Glance 2008».

Разумным выходом из данной ситуации авторам отчета кажется либо увеличение объемов государственного финансирования, что характерно для скандинавских стран, либо увеличение доли частных инвестиций в сектор высшего образования, как это происходит, например, в Австралии, Японии, США и Израиле, где частные средства составляют более половины всех источников финансирования. Кстати, в Корее и Чили эта цифра достигает почти 75%. При этом в исследовании отмечается, что Соединенные Штаты и Австралия смогли привлечь дополнительные источники частного финансирования за счет переноса части финансовых нагрузок на самих студентов и их семьи, то есть повысив плату за обучение. Если в среднем по Европе плата за обучение для одного национального студента составляет 1100 долларов, то в США в государственных университетах эта цифра достигает более 5500 долларов. Также во многих из этих стран практикуется система образовательных кредитов, когда обучение студента оплачивает будущий работодатель.

Что касается средств, расходуемых в год на одного студента, то в различных странах ОЭСР эта цифра различается более, чем в 7 раз — от 3427 долларов в России до 20000 в Швейцарии. Однако, как отмечают авторы исследования, увеличение инвестиций в сектор высшего образования не является панацеей от всех проблем. Прежде всего, необходимо повысить эффективность вкладываемых средств за счет более приемлемой организации образовательного процесса и адаптации учебных программ к запросам нового поколения студентов. Так, при сохранении текущего уровня финансирования показатели качества высшего образования можно увеличить в среднем еще на 22%.